Главная Блог Самооценка Как найти свое призвание? С чего начать и на что обратить внимание?

Как найти свое призвание? С чего начать и на что обратить внимание?

25.02.2022
Борис Литвак
Самооценка
Как найти свое призвание? С чего начать и на что обратить внимание?

Вопрос «Как мне найти свое призвание?» — один из самых часто задаваемых. Конкурировать с ним может разве что вопрос по теме отношений. Поэтому давайте разбираться.

Для начала определимся с термином. Что такое призвание?

Если ты называешь таковым какое-то дело, которое тебе интересно, — это одна история.

БЛИЖАЙШЕЕ МЕРОПРИЯТИЕ
Мероприятия готовятся и в ближайшее время будут опубликованы
К примеру, моя жена занимается спортом с тренером, муж у которой — кикбоксер. У них двое детей, и они чуть ли не с пеленок бьют по грушам и занимаются спортом. Когда у них спрашиваешь, кем они хотят стать, когда вырастут, оба отвечают: «Тренером, спортсменом». Призвание это в данном случае или нет? Ведь ребенку действительно нравятся занятия спортом. Или, предположим, ребенок растет в семье врачей, и потом, став взрослым, идет по их пути. Призвание это? Может, он ничего другого и не видел? А если бы он рос в другой семье? Или в этой же, но ему давали больше свободы выбора, и угол обзора у него был бы шире? Выбрал бы он тогда эту же специальность? Эта дилемма, как извечный философский вопрос о том, что первично — яйцо или курица. Что первично — установка из детства, которая, по сути, формирует интерес, либо, действительно, интерес совпал с установкой? Конечно, бывают и трагические случаи: когда есть установка, а интереса и таланта нет. Например, папа музыкант, мама музыкант, а ребенок, которому «медведь на ухо наступил», мучается, играя на третьей дудке в пятом ряду симфонического оркестра. Не имея желания и не видя в этом смысла, он мучается вопросом «В чем мое призвание?». Двигаемся дальше. Когда я учился в мед университете и постоянно слышал девиз: «Наше призвание — помогать людям», засомневался в его истинности. Я стал спрашивать однокурсников, почему они поступили в мед. Многие рассказывали похожие истории о том, как сильно заболели чем-то в детстве, как их спасали доблестные врачи и как это впечатлило их настолько, что они оказались здесь. Или возьмем сферу образования: я знаю тех, кто пошел работать в школу благодаря своей первой учительнице, которая была доброй и в то же время строгой, всегда справедливой и любящей детей. Поэтому человек еще в детстве, вдохновившись ее примером, решил стать учителем. Призвание это в таком случае или нет? У меня нет четкого ответа на этот вопрос. На мой взгляд, в призвание вмешиваются предустановки, которые мы получаем в детстве: либо от семьи, либо от социума, либо в результате яркого впечатления. Кстати, эти детские впечатления в последствии часто приводят к большим разочарованиям. В фильме-то все романтично и приукрашено, там нет километровых очередей в больницах, кричащих пациентов, маленьких зарплат… Но это уже другая история. Итак, я не могу сказать точно, что есть призвание. Часто вижу расплывчатые определения с налетом эзотерики, духовности и прочего. Поэтому, чтобы не оперировать непонятным термином, предлагаю говорить вместо призвания — «путь развития в карьере». Как в идеале он должен выглядеть? Первое, от чего нам стоит отталкиваться, — это понятие интереса. То есть, мы ищем деятельность, в которой нам интересен сам процесс. Если ты занимаешься чем-то, чем можешь и не заниматься, значит, тебе это точно интересно. Ведь как мы определим, что интересно ребенку? Мы можем понаблюдать за ним. Если у него есть выбор: посмотреть мультики или поиграть, а он идет и рисует. При этом никому результат не показывает, не делает это ради участия в конкурсе и у него нет дедлайна, — он рисует просто для собственного удовольствия. О чем это говорит? О том, что ребенку интересен сам процесс. На мой взгляд, это важный момент. Ты делаешь что-то без дедлайна, — значит, ты делаешь это из мотивации достижения (а не избегания), и тебе интересен сам процесс. Наш социум, кстати, культивирует идею, что процесс не так важен. Ведь как устроена любая сказка? Герои мучаются и преодолевают препятствия, а потом приходят к хэппи-энду. А что дальше за этим счастливым концом следует, никто не рассказывает. Мучения расписаны во всех красках и подробностях, а вот как «жили они долго и счастливо» не уточняется. И у взрослого человека уже сформирована установка, что он должен быть счастлив не в процессе, а после какого-то момента — регистрации брака, покупки хорошей машины, получения должности и т.д. А сам процесс человека при этом слабо интересует. И это делает людей несчастными. Как я часто говорю: «Фразу “не в деньгах счастье” понимают, как правило, те, у кого деньги есть». Ведь они-то знают, что радость от материальных достижений очень быстро улетучивается и остается разочарование. Поэтому, на мой взгляд, правильный подход — заинтересованность самим путем к цели, процессом. А не только результатом. Это означает, что мне нравится то, чем я занимаюсь. Я иду на работу без насилия над собой. Я так же достигну нужного мне результата в итоге, но при этом мне будет комфортно к нему идти. Итак, первый ориентир — это интерес. Теперь переходим к следующему важному моменту — к теме целеполагания, в которой наш интерес будет рассматриваться как направление, в котором мы будем двигаться. Приведу пример. Мы хотим поехать на море, допустим, на Черноморское побережье и выбираем трассу М4. Это направление. В рамках этого направления у нас могут появиться цели — конкретные пункты. А что может быть направлением в деятельности? Например, мне нравится преподавать, мне это интересно. То есть, направление — обучение, образование. Либо мне нравится что-то организовывать, либо конструировать. Уже в рамках выбранного направления мы можем ставить конкретные цели. Если тебе нравится обучать, можно быть при этом школьным учителем? Можно! Можно работать преподавателем в ВУЗе? Да! А заниматься репетиторством? Конечно! Можно быть бизнес-тренером? Можно! То есть, в рамках одного направления цели могут быть разными. Только нужно отдавать себе отчет в том, что быть школьным учителем — равно маленькая зарплата, куча отчетности, не всегда благодарные дети и их родители и т.д. Конечно, если ты идешь работать учителем в школу, чтобы получить опыт и повысить свой уровень, а конечная цель — репетиторство и нормальный заработок, то это уже другая история. Но многие останавливаются на цели работать в школе, часто не признаваясь себе в том, что эта цель им не нравится. Все-таки нужно признаться себе в том, что в наших реалиях учитель обрекает себя на определенное существование. Следовательно, у него должны быть миссия учить детей и сумасшедшая внутренняя сила, чтобы сохранить это желание достаточно сильным. А так, в рамках любимого направления ты можешь выбрать иную деятельность, которая даст возможность жить в комфорте и выбирать, кого и на каких условиях ты будешь учить. Или возьмем организационную деятельность. В твоих силах сплотить людей, распределить ресурсы, поручить, проконтролировать… Это может быть бизнес? Да! Менеджмент может быть? Может! И так далее и тому подобное. Если у тебя два любимых направления: и учить, и организовывать — пожалуйста! На стыке этих направлений находится учебный центр. Таким образом, ты можешь реализовываться в обоих направлениях. Но если все так просто, то почему многие мучаются, находясь не на своих местах и задаваясь при этом вопросами о призвании? На мой взгляд, из-за одной из двух крайностей. Первая крайность — гнаться за результатом и плевать на процесс. «Дайте мне в конце “Мерседес”, а что в середине — мне не важно. Правда, исключим проституцию и продажу почки, а на остальное я согласен!» Только этот «Мерседес» не всегда стоит затраченных на пути к нему усилий. А еще дело может осложниться вопросом «Есть ли жизнь после Мерседеса?» Вторая крайность — вообще не задумываться о призвании и идти в первое попавшееся место. Колоссальное количество людей, по моим наблюдениям, не прислушиваются к себе, а идут туда, куда их пригласили. Беседуешь с людьми при приеме на работу: — А почему ты на это место попал? — Да вот знакомый пригласил. — А почему потом резко поменял сферу деятельности? — А сюда тоже предложили. Вывод: место работы выбиралось по принципу «Зачем мне холодильник, если я не курю». Продолжаешь спрашивать: — А кем хочешь быть? — Ну вот на букву «М»… Ну этим… Менеджером! — А чем занимается менеджер? И дальше — тишина. Обычно у таких людей проблемы с интересом в целом. У них не бывает занятий, которые их интересовали бы. Вообще. Они привыкли функционировать под девизом «Надо»: жить, зарабатывать деньги, чем-то заниматься… Поэтому они особо не задумываются ни о процессе, ни о призвании. До зарплаты дожили и хорошо! А это «надо» появляется в детстве. Ведь многие родители считают, что они умнее детей, и знают, как правильно жить. Хотя часто их личные достижения как раз говорят об обратном. Родители начинают ребенка учить: «Как это ты хочешь рисовать?! Получи нормальную специальность, а потом рисуй сколько хочешь! Иди на бухгалтера! Вот он никогда не пропадет». И ребенку говорят: «Ты не можешь хотеть то, что хочешь, потому что ты всегда хочешь какую-то ерунду. Хоти то же, что и мы». А «хоти то же, что и мы» равно «надо». Тогда человек вырастает и привыкает делать то, что «надо», и не знает ответа на вопрос «чего я хочу?». Таких людей, к сожалению, много. Так как тому, кто уже десять лет работает бухгалтером, и не знает, чего хочет, все-таки найти любимое дело? Для начала ему следует вообще научиться хотеть. Ведь есть определенная генерализированная проблема. Как сахарный диабет, например, поражает не что-то одно (поджелудочную), а весь организм, так и атрофированное «хочу» распространяется не на одну сферу (на профессиональную) — как правило, человек вообще не знает, чего он хочет. Обычно таким людям сложно что-то делать для себя, они слабо чем-то интересуются, кроме того, с кем развелся Басков, и прочих новостей из желтой прессы. Здесь основная задача — развить мотивационную сферу и разрешить себе делать то, что хочется. Это как космонавты, просидевшие два года на орбите (их мышцы и вестибулярный аппарат атрофировались), прилетают обратно на Землю и заново учатся ходить. То же и здесь: нужно заново начать хотеть. «Хотеть» — это вообще опция по умолчанию, «заводские настройки», — мы с этим рождаемся. Вы не найдете психически здорового ребенка двух лет, который ничего не хотел бы. Он всегда чего-то хочет. Что происходит потом — уже другой вопрос. Если эти естественные желания ребенка сравнить с костром, то можно сказать так: их не нужно раздувать, хотя бы просто не заливайте водой! Многие родители поощряют желания своих детей: «Хочешь? Хорошо, попробуй! Я тебе помогу!» Другие же сразу начинают: «Хочешь это? Ой, да ну! Тебя возить туда надо! У нас денег нет! Зачем тебе это нужно? Это вообще не твое!» И когда это повторяется многократно, ребенок просто перестает хотеть. А, когда он вырастает, ему нужно не просто ответить на вопрос о призвании, а вообще научиться чего-то хотеть. Так с чего же начать развивать свое «хочу»? Это очень просто и вообще никак не связано с профессиональным самоопределением. Например, знакомый говорит, что на выходных занимался картингом. И ты думаешь: «Интересно, здорово! Но это не для меня!» Стоп! Первая реакция есть («интересно»)? Сходи, попробуй! Наверняка и в вашем окружении есть человек, который говорит: «Ты ездишь в Турцию?! Фу! Никогда туда не поеду!» Спрашиваешь у него: «А ты был в Турции?» «Да что там делать? Там же говно сплошное!» Напрашивается вопрос: ну откуда ты знаешь, если там не был?! Нормальная история такая: съездил, посмотрел, узнал и сделал вывод: «Пляжный отдых – не мое!» Уважаю такие решения! Правильных ответов-то нет — это дело вкуса. Но когда человек утверждает: это не мое и это не мое… С чего ты так решил? Ты же еще не попробовал! Вернемся к теме призвания. Не всегда бывает, что оно налицо. Конечно, когда у тебя сумасшедшие способности и тебе нравится этим заниматься, тогда и вопросов не возникает. Естественно, нужно эту способность развивать. Есть дети, которые только сели поиграть с конструктором и чуть ли не вечный двигатель изобрели. Ну здорово же! Им это нравится, и это прекрасно, потому что они уже определяются с направлением. Но у подавляющего числа людей тоже есть, пусть и не яркие, но какие-то определенные способности. Ведь что такое способность? Это скорость и глубина освоения навыка. А как ее определить? Вот рука потянулась к задачнику, и ребенок решил какой-то сложный интеграл в третьем классе. А как это может случиться, если ребенок ничего не пробует? То есть, взрослым людям, которым в детстве отбили желания, нужно начать просто хотеть и пробовать. Причем в любой сфере жизни. Со временем прояснятся желания и в сфере профессиональной. Часто спрашивают, сколько времени на это потребуется? Точно и даже приблизительно нельзя сказать. У экономистов есть такое понятие, как «эффект базы». То есть, у каждого человека есть своя база: у одного более сложная ситуация, у другого — попроще. Кому-то нужно долго восстанавливаться, потому что механизмы жесткие и сильные. Кому-то просто достаточно иначе взглянуть на ситуацию, и все сразу встанет на свои места. Бывает и так, что полностью ты от механизма избавиться не можешь. Если сравнить это с регулированием громкости, ты просто можешь перевести тумблер с десятки на семерку. Так, тревожный человек, у которого эта тревожность сформировалась в детстве, никогда не станет пофигистом: «А, не буду париться! Поеду без документов на иранскую границу!» Нет, он всё равно десять раз все перепроверит, но эта тревожность уже не будет парализующей, как раньше, — она станет управляемой. В качестве резюме скажу, что универсального рецепта или алгоритма поиска призвания нет. Всё очень просто: нужно прислушиваться к себе, идти за интересом (интересен должен быть сам процесс деятельности) и пробовать, пробовать, пробовать.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
ДРУГИЕ СТАТЬИ

Может быть интересно

Направление круга изменений

Если этот круг не разомкнуть, не остановить, то патологический процесс будет нарастать и это неизбежно. К чему это приводит писать […]

Читать далее
Принцип ответственности

Когда случается конфликт в отношениях, неважно каких (с коллегами или в паре), всегда есть две стороны. И, так как в ситуации […]

Читать далее
29.10.2019Кто первый на повышение?

Когда я работал в больнице, на относительно простые операции типа аппендэктомии в качестве ассистента задействовали или операционную сестру, или студентов, […]

Читать далее
31.07.2019Критерии выбора партнера

И те отношения, которые у нас внутри семьи — это наша общая заслуга, и ее не меньше, чем моя. Я […]

Читать далее
29.07.2019Только для взрослых

При этом он с детства мечтает работать в другой сферой и даже занимается этим в качестве хобби. Но как только […]

Читать далее
09.07.2019Принятие себя. Как это работает?

Человек не идеален, это нормально и естественно. У каждого из нас есть свои сильные и слабые стороны, достижения и неудачи, […]

Читать далее
08.07.2019Вовремя фиксируйте убытки. Лошадь сдохла – слезь

Тогда человек начинает корректировать бизнес-модель, вносить изменения. Но, к примеру, это может не помогать, либо помогать несущественно. Например, небольшой рост […]

Читать далее
Пессимист или оптимист. Нужное подчеркнуть

«А с чего вдруг должно с экономикой наладиться? – спросил я. Чтобы что-то наладилось, нужно что-то делать в этом направлении. […]

Читать далее
27.02.2019Невыдуманные истории. Другая позиция — другой результат

К моменту обращения ко мне, встречи происходили раз в неделю, причем для него это уже была возможность сексуальной разрядки, для […]

Читать далее
12.02.2019Ментальные ловушки

Откуда они берутся? Они могут быть связаны с установками или с предыдущим опытом. Например, у нас полстраны уверены, что в […]

Читать далее
06.02.2019По следам статей «Теория vs Опыт» или «Понимать и прочувствовать»

Гладят, говорят какие-то слова. Не знаю, кому как, но мне всегда эти «обнимашки» были довольно дискомфортны. Впервые с данным явлением […]

Читать далее
21.12.2018Принятие решений. Планирование и реализация

Эти две потребности начинают бороться между собой. И часто бывает, что парень размышляет таким образом: «Автобус подошел. Когда еще следующий […]

Читать далее
04.12.2018Почему люди бегают от ответственности?

 Давайте дадим определение, что такое ответственность. К чему она относится? Мы часто оперируем этим термином, но не задумываемся, что это […]

Читать далее
16.11.2018Стоит ли посещать тренинги? Как понять, что тренинг эффективен?

Начну со своего личного опыта. Так как мой отец один из пионеров тренинга в России, то впервые я на них […]

Читать далее
13.11.2018Хочу. Надо. Должен. Как найти баланc

 Первое – хочу. Здесь, думаю, все понятно: я общаюсь с человеком, потому что мне комфортно, приятно, весело… Далее можно продолжать […]

Читать далее
08.11.2018Психологическое давление и манипуляции

 Я люблю приводить в пример такую фразу, которая является довольно точным описанием этого: «Все есть лекарство и все есть яд, […]

Читать далее
10.10.2018Рамки мышления

 Первый — алгоритмы отношения. К чему? Да абсолютно ко всем явлениям окружающей действительности. Практически всегда, когда мы берем отдельно взятого […]

Читать далее
10.09.2018Фантомные боли

Другой часто встречающийся вариант, жизнь в режиме борьбы и выживания. Такое часто встречается у тех, кто в таком режиме воспитывался. […]

Читать далее
07.09.2018Пять ошибок при принятии решений. Как избежать?

Есть ряд наблюдений, которые я сделал в ходе этих консультаций. Они довольно интересные и касаются разных сфер. Я буду свои […]

Читать далее
04.09.2018Взгляд с двух сторон

Плюс он позиционируется как создатель более 50 бизнесов (эту тему подхватили многие последователи, хотя данный тезис сам по себе является […]

Читать далее
23.08.2018Непридуманные истории. Про важные детали

Точнее сам кандидат был вне зоны моего обозрения, по мимике моего менеджера я понял, что она с кем-то беседует. А […]

Читать далее
20.08.2018Близость

Для тех, у кого этот навык сформирован в детстве, то, что я буду писать, является очевидной и естественной нормой. У […]

Читать далее
11.08.2018«Затянутая» цель

Дальше началось, то понос, то золотуха. То цвет корпуса не такой, нужно утрясать его дизайн с китайцами. То, нельзя выходить […]

Читать далее
09.08.2018Люди, которые играют в тренинги

При этом есть те, кто считают, что изменились, но на самом деле это себе придумали. И теперь как в анекдоте […]

Читать далее
07.08.2018«Надо» и «Хочу»

В моем случае, скорее хорошо получается не когда «уже не можешь», а когда хочешь. Когда интересно, потому как именно интерес […]

Читать далее
27.07.2018Почему не нужно рассчитывать на пенсию?

Принимать верные решения можно, если ты понимаешь систему и то, как она функционирует. Так, давно было ясно, что экономика валится. […]

Читать далее
24.07.2018Фриланс. Плюсы и минусы. Законы эффективности

Фрилансер сам себе работодатель и работник. Он обеспечивает себя заказами и сам же их выполняет. Это первый признак. Второй — […]

Читать далее
16.07.2018Реанимация ответственности. Продолжение

Даже, если Вы отказываетесь принимать решение, это тоже выбор, оставить все по-прежнему. Теперь о том, как принять ответственность. Часто даже […]

Читать далее
08.07.2018ЧВК. Чувство внутренней какашечности

Не такие свежие, хорошие, не такие вкусные, не такие привлекательные как другие конфетки и т.д. Вот это я и называю […]

Читать далее
05.07.2018Эволюция ответственности

■ Личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия своих действий или бездействий в данной ситуации […]

Читать далее
03.07.2018Наблюдение года

Есть такая фраза, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Еще лучше не только увидеть, но и прочувствовать все, […]

Читать далее
28.06.2018Функциональная модель лидерства

Борис Михайлович: Начнем с того, о чем книга и чем она, собственно, отличается от других на эту тему. Достаточно часто […]

Читать далее
26.06.2018Временная атмосфера

Я часто бываю за границей. Мои ощущения — мы довольно сильно подтянулись по инфраструктуре. Еще есть над чем работать, но […]

Читать далее
21.06.2018Как проявить свой талант?

Вот есть Аня и Лена. У Ани математические способности, и на занятии она быстрее схватывает материал, лучше в нем разбирается […]

Читать далее
20.06.2018Что здесь удивительного?

Повышение НДС осталось без внимания широкой публики, хотя именно с ним населению придется столкнуться раньше, нежели с поздним выходом на […]

Читать далее
17.06.2018Невыдуманные истории. Если бы… То я бы…

«Что случилось?» —  спрашиваю, ибо медицинская помощь у нас положена всем, независимо от профессии. У парня одышка, а в анамнезе две подряд […]

Читать далее
11.06.2018Другие. Про детей

(Я не шучу, я реально его несколько раз слушал и считал). Понял, что это «не мое». И одновременно решил, что […]

Читать далее
05.06.201810 качеств предпринимателя. Часть 3

Несмотря на то, что я буду свои мысли озвучивать по пунктам, это вовсе не означает приоритетность вышестоящего пункта над нижестоящим. […]

Читать далее
30.05.2018Матрица Эйзенхауэра

Настя: А обязательно при этом всё детально прописывать? Б. М.: Зависит от того, получается у тебя удерживать план в голове или нет. […]

Читать далее
24.05.2018Бизнес. Главный вопрос. Часть 2.

 На мой взгляд человеку, который занимается бизнесом или хочет им заняться, важно ответить на довольно серьезный вопрос — почему я […]

Читать далее
18.05.2018Как открыть свой бизнес. Часть 1

Плюс я надеюсь, что подписчики, которые также занимаются бизнесом, будут высказывать свое мнение и делиться своим опытом. Все-таки формат страницы […]

Читать далее
15.05.2018От чего зависит результат

Легко находит виноватых, причем чаще всего это кто-то другой или что-то другое. Далее он говорит, что несколько раз пробовал решить […]

Читать далее
13.05.2018Кризисы в жизни

Для начала определимся с тем, что такое кризис. У него достаточно простое определение: это когда перестают работать правила, порядки и […]

Читать далее
10.05.2018Проблемы с родителями

Кто-то, не переставая учит 30—40 летних детей, как им жить. Особенной популярностью пользуются темы: «Вы плохие родители, в кого Вы […]

Читать далее