Главная Блог Самооценка Эволюция ответственности

Эволюция ответственности

05.07.2018
Борис Литвак
Самооценка
Эволюция ответственности

В группу пришел вопрос. На мой взгляд, достаточно интересный, чтобы дать на него ответ:
«Здравствуйте. Существует мнение, что для взросления нужно принять ответственность за свою жизнь. Фраза очень абстрактная. Как это сделать практически? Что нужно делать чтобы становиться ответственным?»

Давайте разберемся с темой ответственности. Для начала нужно дать определение, чтобы было понимание о чем идет речь. Вот два определения ответственности, которые совпадают с моим пониманием:

БЛИЖАЙШЕЕ МЕРОПРИЯТИЕ
Мероприятия готовятся и в ближайшее время будут опубликованы
■ Личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия своих действий или бездействий в данной ситуации и делать выбор формы своих поступков с готовностью принять последствия выбора, как неизбежные свершившиеся факты. ■ Стремление оценить последствия своих выборов и принять их принадлежность к себе. Как видно из определений, ответственность связана с принятием решений и последствиями выбора. Поэтому есть смысл начать именно с навыка принятия решений, который, на мой взгляд, является важнейшим навыком и должен быть сформирован в процессе воспитания. ⭕ Воспитание ответственности. Я считаю, что воспитание должно быть построено таким образом, чтобы у ребенка сформировались три важных навыка, которые в дальнейшем определяют его жизнь: ▿ Навык принятия решений. ▿ Навык мышления. ▿ Навык построения близких отношений. Первые два навыка влияют и на карьеру и на личную жизнь. Без третьего навыка практически невозможно построить счастливую семью. Сегодня речь пойдет только о первом навыке — принятии решений. Принятие решения всегда связано, во-первых, с выбором, который мы делаем, а во-вторых, с последствиями этого выбора. Когда мы уклоняемся от принятия решения, мы тоже делаем выбор. Просто решаем оставить все без изменений. Нужно понимать, что это тоже имеет последствия. Естественно, последствия нашего выбора могут быть как со знаком плюс, так и со знаком минус. То есть позитивные и негативные последствия. Так вот, при формировании навыка принятия решений очень важно, чтобы у ребенка не было страха негативных последствий принятого решения. Формирование навыка происходит постепенно, если родители дают ребенку свободу в решениях, которые он может принимать сам в соответствующем возрасте. Это складывается из мелочей. Например, ребенку подарили на день рождения определенную сумму денег. Он решил купить какую-то игрушку, хотя с точки зрения родителей, это глупое приобретение. Более того, скорее всего родители правы и прекрасно понимают, что либо интерес к игрушке угаснет на второй день, либо она быстро поломается. НО. Это же деньги ребенка и он сам вправе решить, как их использовать. Он покупает игрушку, которая ломается на второй день. Или теряет к ней интерес и просит родителей купить другую игрушку. Вот в этот момент родители должны проявить твердость и такт. Потому что за любым решением всегда стоят последствия. Именно тот человек, который принимал решение, должен нести за него ответственность, а соответственно ощутить последствия. Только так он может понять, что возможно принял не оптимальное решение. Теперь можно корректно, без оценки, осуждений и нотаций объяснить как еще можно было распорядиться теми же деньгами. Очень важно не лишать ребенка последствий принятых им решений. ???? Пример из собственной практики. Сыну подарили очень дорогую и красивую машинку. Периодически он ходил играть на детскую площадку, где было принято меняться игрушками с другими детьми. То есть все приходят со своими игрушками, и уже в песочнице происходит обмен, что создает ощущение новизны для всех. Чаще всего, уходя с площадки, каждый забирал свою игрушку, но бывало, что «постоянные клиенты» песочницы менялись игрушками на несколько дней. С практической точки зрения имело смысл брать простые, и главное, максимально «антивандальные» игрушки, иначе, в условиях активного обмена их легко повредить. Обычно у сына было несколько игрушек, которые легко и безопасно шли на обмен. В тот раз он решил рисануться и выйти на площадку с крутецкой пожарной машиной с кучей функций. Она ездила, сигналила, выдвигала лестницы и даже разбрызгивала воду из игрушечных гидрантов. Нам с женой идея показалась неважной. Было понятно, что машина привлечет внимание всех детей на площадке и вряд ли вернется «живой». Мы высказали свои соображения сыну, но он очень хотел пойти с ней. Раз машина твоя, ты решил – иди. Вернулся он, естественно, расстроенный, потому что мы были правы. Все хотели поиграть с машинкой, что привело ее в состояние, которое точно описывают страховые компании, оценивая ущерб от ДТП: «машина ремонту и восстановлению не подлежит». Мы не стали ни ругаться, ни читать нотации. Это его машина, он принял решение. Но когда на следующий день сын подошел и попросил купить ему такую же машину, потому что он не успел сам с ней поиграть, я ему отказал. Мы просто поговорили, обсудили ситуацию. У него были свои деньги, подаренные на день рождения, и я сказал, что если он хочет, то может купить сам. Другими словами, я дал ему возможность принять решение и ощутить последствия этого решения. ⭕ Когда ребенок маленький, его решения не сложные, а последствия не существенные. И мы как родители всегда готовы прийти на помощь, если видим, что ситуация и последствия выходят из под контроля. По сути, мы даем возможность ребенку получать опыт в относительно контролируемых и безопасных условиях. Нам всего лишь нужно мужество и время, чтобы не влезать с элементарным для нас и безусловно верным решением. Если мы это сделаем, то лишим ребенка возможности получить собственный опыт и наработать навык. Все-таки действительно требуется мужество и вера в ребенка, чтобы промолчать, не настоять на своем в ситуации, когда ты точно знаешь, что ребенок делает ошибку. Чем старше становится ребенок, тем более сложные решения ему приходится принимать. Чем сложнее решения, тем более значимые последствия у этого решения. Этот процесс происходит постепенно, параллельно со взрослением и получением опыта. Таким образом, когда приходит время принятия серьезных решений, он не боится делать выбор. Причем он прекрасно понимает, что может ошибиться и воспринимает это как нормальный процесс. Постепенно учится просчитывать последствия. Таким образом и формируется ответственность, в процессе воспитания. Чем раньше это произойдет, тем быстрее человек встанет «на собственные рельсы». Поймет, что то, что происходит в его жизни, является результатом его решений. Что его жизнь зависит от его выбора. Если что-то не получается, будет искать причину в своих просчетах, а не искать «виноватых». Этим грешат люди, стремящиеся скинуть ответственность с себя. Обычно родители совершают две типичные ошибки, которые влияют на способность ребенка принимать решения. Именно они являются причиной того, что в дальнейшем человек старается переложить ответственность за свою жизнь на кого-то или на что-то, а в ошибочных решениях склонен винить внешние факторы. ■ Причина первая. Принятие решений за ребенка в ситуациях, когда он может и должен принимать решения сам. Взрослые искренне считают, что их готовые решения гораздо лучше и эффективней. Действительно, гораздо проще выдавать ребенку готовые решения и требовать от него следовать им. Так проще для родителей. Потому что не приходится наблюдать за ошибками, тревожиться за ребенка. Плюс это занимает гораздо меньше времени. Ведь то, что для ребенка дилемма, для взрослого мелочь. Я очень часто сталкиваюсь с ситуациями, когда дети проходят школу и даже институт на родительских готовых решениях. А потом им говорят фразу: «Теперь ты стал взрослым и можешь решать сам». А человеку уже больше 20-ти лет, и ему впервые предоставляется возможность принять самостоятельное решение. Но в этом возрасте многие решения довольно сложные, а последствия существенные. При этом вообще нет навыка. Человек тупо боится, он не привык. Поэтому подсознательно он начинает искать конструкцию, при которой сохранится «статус-кво». То есть кто-то за него будет принимать решения. Некоторые «просятся» обратно под крыло родителей. Другие начинают штудировать книги. Третьи ищут родителезаменителей, тех, кто будет выполнять функции контроля. Есть еще вариант, уйти в различные кармические и астральные течения, где основной идеей является предначертанность судьбы и зависимость от внешних сил. Это с успехом используется для уклонения от ответственности. Особенно популярным является поиск внешних причин, в качестве которых могут выступать люди, обстоятельства и прочее. Но на самом деле, это всего лишь страх сделать выбор и столкнуться с последствиями. Подобный механизм приводит к тому, что человек чаще не думает как это можно сделать, а ищет причины, почему это сделать нельзя. ■ Вторая причина. Это ситуация, когда с одной стороны ребенку дают принимать решения, но не дают сталкиваться с негативными последствиями. Таким образом с ребенка снимают ответственность за его выбор. Подобное попустительство приводит к тому, что решения человека не отличаются продуманностью. Он не думает о последствиях, считая, что «разгребать» должен кто-то другой. Чаще всего такой человек вырастая, не просто ожидает, но и требует от других, чтобы ему «подтирали зад, когда он обгадится». Еще может обижаться на тех, кто отказывается выполнять эту «почетную» миссию. У меня есть знакомые. Их сын к 19 годам разбил уже две дорогие машины, одну свою и одну родительскую. А сейчас он жутко обижен на отца, который отказался покупать очередную машину. Такие люди часто влипают в неприятные истории с неприятными последствиями. Что в принципе бывает полезно, потому как, во-первых, они наконец начинают задумываться о последствиях. Во-вторых, понимают, что не все последствия можно «подтереть». Иногда это негативное событие становится весьма позитивным фактором, который позволяет человеку перестать принимать инфантильные решения. К сожаления, это работает не всегда. ⭕ Еще один момент. В литературе по воспитанию вы можете встретить два отличных принципа. ➊ Не делайте за ребенка то, что он может делать сам. ➋ Не оставляйте ребенка один на один с проблемой, с которой он пока не в состоянии справится в одиночку. Эти принципы прекрасно подходят для воспитания ответственности и формирования навыка принятия решений. Переформулируя в ключе ответственности: 1. Не принимайте за ребенка решений, которые он в состоянии принять сам. 2. Не оставляйте ребенка одного перед выбором, с которым он пока не может справиться самостоятельно. Это не означает, что Вы за него должны принять решение. Можно всего лишь помочь ему увидеть ситуацию с разных сторон, проанализировать ее. Дать возможность более осознанно подойти к решению. Если человек не получил навык принятия решения в детстве, то чаще всего, сталкиваясь с необходимостью делать выбор, он впадает в состояние: «Славик, что-то я очкую». Придумывает отговорки, которые позволят снять с себя ответственность или уклониться от выбора. Хотя, повторюсь, когда ты уклоняешься от выбора, это тоже выбор. ???? Резюмируя первую часть, можно сказать, что ответственность тесно связана с принятием решений. Что является навыком, который формируется в процессе взросления. Если его нет, то подсознательно человек боится, ищет оправдания, перекладывает ответственность за свою жизнь на кого-то или что-то. Думаю, у многих сразу возникает вопрос, а что делать, если этот навык не был сформирован с детства? Можно ли эту ситуацию исправить? Можно. Но, чтобы статья не получилась слишком длинной, есть смысл сделать вторую часть. Если эта тема интересна для подписчиков.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
ДРУГИЕ СТАТЬИ

Может быть интересно

25.02.2022Как найти свое призвание? С чего начать и на что обратить внимание?

К примеру, моя жена занимается спортом с тренером, муж у которой — кикбоксер. У них двое детей, и они чуть ли не […]

Читать далее
Направление круга изменений

Если этот круг не разомкнуть, не остановить, то патологический процесс будет нарастать и это неизбежно. К чему это приводит писать […]

Читать далее
Принцип ответственности

Когда случается конфликт в отношениях, неважно каких (с коллегами или в паре), всегда есть две стороны. И, так как в ситуации […]

Читать далее
29.10.2019Кто первый на повышение?

Когда я работал в больнице, на относительно простые операции типа аппендэктомии в качестве ассистента задействовали или операционную сестру, или студентов, […]

Читать далее
31.07.2019Критерии выбора партнера

И те отношения, которые у нас внутри семьи — это наша общая заслуга, и ее не меньше, чем моя. Я […]

Читать далее
29.07.2019Только для взрослых

При этом он с детства мечтает работать в другой сферой и даже занимается этим в качестве хобби. Но как только […]

Читать далее
09.07.2019Принятие себя. Как это работает?

Человек не идеален, это нормально и естественно. У каждого из нас есть свои сильные и слабые стороны, достижения и неудачи, […]

Читать далее
08.07.2019Вовремя фиксируйте убытки. Лошадь сдохла – слезь

Тогда человек начинает корректировать бизнес-модель, вносить изменения. Но, к примеру, это может не помогать, либо помогать несущественно. Например, небольшой рост […]

Читать далее
Пессимист или оптимист. Нужное подчеркнуть

«А с чего вдруг должно с экономикой наладиться? – спросил я. Чтобы что-то наладилось, нужно что-то делать в этом направлении. […]

Читать далее
27.02.2019Невыдуманные истории. Другая позиция — другой результат

К моменту обращения ко мне, встречи происходили раз в неделю, причем для него это уже была возможность сексуальной разрядки, для […]

Читать далее
12.02.2019Ментальные ловушки

Откуда они берутся? Они могут быть связаны с установками или с предыдущим опытом. Например, у нас полстраны уверены, что в […]

Читать далее
06.02.2019По следам статей «Теория vs Опыт» или «Понимать и прочувствовать»

Гладят, говорят какие-то слова. Не знаю, кому как, но мне всегда эти «обнимашки» были довольно дискомфортны. Впервые с данным явлением […]

Читать далее
21.12.2018Принятие решений. Планирование и реализация

Эти две потребности начинают бороться между собой. И часто бывает, что парень размышляет таким образом: «Автобус подошел. Когда еще следующий […]

Читать далее
04.12.2018Почему люди бегают от ответственности?

 Давайте дадим определение, что такое ответственность. К чему она относится? Мы часто оперируем этим термином, но не задумываемся, что это […]

Читать далее
16.11.2018Стоит ли посещать тренинги? Как понять, что тренинг эффективен?

Начну со своего личного опыта. Так как мой отец один из пионеров тренинга в России, то впервые я на них […]

Читать далее
13.11.2018Хочу. Надо. Должен. Как найти баланc

 Первое – хочу. Здесь, думаю, все понятно: я общаюсь с человеком, потому что мне комфортно, приятно, весело… Далее можно продолжать […]

Читать далее
08.11.2018Психологическое давление и манипуляции

 Я люблю приводить в пример такую фразу, которая является довольно точным описанием этого: «Все есть лекарство и все есть яд, […]

Читать далее
10.10.2018Рамки мышления

 Первый — алгоритмы отношения. К чему? Да абсолютно ко всем явлениям окружающей действительности. Практически всегда, когда мы берем отдельно взятого […]

Читать далее
10.09.2018Фантомные боли

Другой часто встречающийся вариант, жизнь в режиме борьбы и выживания. Такое часто встречается у тех, кто в таком режиме воспитывался. […]

Читать далее
07.09.2018Пять ошибок при принятии решений. Как избежать?

Есть ряд наблюдений, которые я сделал в ходе этих консультаций. Они довольно интересные и касаются разных сфер. Я буду свои […]

Читать далее
04.09.2018Взгляд с двух сторон

Плюс он позиционируется как создатель более 50 бизнесов (эту тему подхватили многие последователи, хотя данный тезис сам по себе является […]

Читать далее
23.08.2018Непридуманные истории. Про важные детали

Точнее сам кандидат был вне зоны моего обозрения, по мимике моего менеджера я понял, что она с кем-то беседует. А […]

Читать далее
20.08.2018Близость

Для тех, у кого этот навык сформирован в детстве, то, что я буду писать, является очевидной и естественной нормой. У […]

Читать далее
11.08.2018«Затянутая» цель

Дальше началось, то понос, то золотуха. То цвет корпуса не такой, нужно утрясать его дизайн с китайцами. То, нельзя выходить […]

Читать далее
09.08.2018Люди, которые играют в тренинги

При этом есть те, кто считают, что изменились, но на самом деле это себе придумали. И теперь как в анекдоте […]

Читать далее
07.08.2018«Надо» и «Хочу»

В моем случае, скорее хорошо получается не когда «уже не можешь», а когда хочешь. Когда интересно, потому как именно интерес […]

Читать далее
27.07.2018Почему не нужно рассчитывать на пенсию?

Принимать верные решения можно, если ты понимаешь систему и то, как она функционирует. Так, давно было ясно, что экономика валится. […]

Читать далее
24.07.2018Фриланс. Плюсы и минусы. Законы эффективности

Фрилансер сам себе работодатель и работник. Он обеспечивает себя заказами и сам же их выполняет. Это первый признак. Второй — […]

Читать далее
16.07.2018Реанимация ответственности. Продолжение

Даже, если Вы отказываетесь принимать решение, это тоже выбор, оставить все по-прежнему. Теперь о том, как принять ответственность. Часто даже […]

Читать далее
08.07.2018ЧВК. Чувство внутренней какашечности

Не такие свежие, хорошие, не такие вкусные, не такие привлекательные как другие конфетки и т.д. Вот это я и называю […]

Читать далее
03.07.2018Наблюдение года

Есть такая фраза, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Еще лучше не только увидеть, но и прочувствовать все, […]

Читать далее
28.06.2018Функциональная модель лидерства

Борис Михайлович: Начнем с того, о чем книга и чем она, собственно, отличается от других на эту тему. Достаточно часто […]

Читать далее
26.06.2018Временная атмосфера

Я часто бываю за границей. Мои ощущения — мы довольно сильно подтянулись по инфраструктуре. Еще есть над чем работать, но […]

Читать далее
21.06.2018Как проявить свой талант?

Вот есть Аня и Лена. У Ани математические способности, и на занятии она быстрее схватывает материал, лучше в нем разбирается […]

Читать далее
20.06.2018Что здесь удивительного?

Повышение НДС осталось без внимания широкой публики, хотя именно с ним населению придется столкнуться раньше, нежели с поздним выходом на […]

Читать далее
17.06.2018Невыдуманные истории. Если бы… То я бы…

«Что случилось?» —  спрашиваю, ибо медицинская помощь у нас положена всем, независимо от профессии. У парня одышка, а в анамнезе две подряд […]

Читать далее
11.06.2018Другие. Про детей

(Я не шучу, я реально его несколько раз слушал и считал). Понял, что это «не мое». И одновременно решил, что […]

Читать далее
05.06.201810 качеств предпринимателя. Часть 3

Несмотря на то, что я буду свои мысли озвучивать по пунктам, это вовсе не означает приоритетность вышестоящего пункта над нижестоящим. […]

Читать далее
30.05.2018Матрица Эйзенхауэра

Настя: А обязательно при этом всё детально прописывать? Б. М.: Зависит от того, получается у тебя удерживать план в голове или нет. […]

Читать далее
24.05.2018Бизнес. Главный вопрос. Часть 2.

 На мой взгляд человеку, который занимается бизнесом или хочет им заняться, важно ответить на довольно серьезный вопрос — почему я […]

Читать далее
18.05.2018Как открыть свой бизнес. Часть 1

Плюс я надеюсь, что подписчики, которые также занимаются бизнесом, будут высказывать свое мнение и делиться своим опытом. Все-таки формат страницы […]

Читать далее
15.05.2018От чего зависит результат

Легко находит виноватых, причем чаще всего это кто-то другой или что-то другое. Далее он говорит, что несколько раз пробовал решить […]

Читать далее
13.05.2018Кризисы в жизни

Для начала определимся с тем, что такое кризис. У него достаточно простое определение: это когда перестают работать правила, порядки и […]

Читать далее
10.05.2018Проблемы с родителями

Кто-то, не переставая учит 30—40 летних детей, как им жить. Особенной популярностью пользуются темы: «Вы плохие родители, в кого Вы […]

Читать далее