Есть такая фраза, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Еще лучше не только увидеть, но и прочувствовать все, что происходит с тобой в жизни, и главное, понять почему. Вот исходя из этой идеи мы в прошлом году решили изменить тренинговый формат проведения летнего лагеря на игровой. Мы придумали игру, своего рода концентрированный симулятор жизни. В начале игры все участники равны, через семь дней люди заняли те позиции, которые занимают в жизни. Соответственно, можно было проследить и понять, почему ты живешь той жизнью, которая у тебя есть. Сделать выводы, что нужно изменить.

В рекламе тренингов очень любят делать упор на практику. Мол, у нас 30 процентов теории и 70 практики. Подразумевается, что участник уйдет с готовыми наработанными навыками. Честно говоря, я так не думаю. Безусловно, есть очень полезные и эффективные упражнения для тренингов. Их, к сожалению, не так много, как хотелось бы. Большинство все же напоминают пионерскую зорьку: «весело, задорно, бестолково». При этом те, кто посещал тренинги, привыкают к тому, что любое тренинговое упражнение имеет определенный алгоритм, критерии результативности. Либо победы, если присутствует элемент соревновательности.
В игре этого всего нет. Мы специально смоделировали ситуацию как в жизни. Нет правильных ответов, нет верных решений. Есть только Ваш выбор и его последствия.
Первое время участники все время бегали к нам за инструкциями: «Что делать с деньгами?», «Как нужно сделать это, как правильно сделать то?» и неизменно получали один ответ: «Как хотите. Как решите, так и будет». Для многих это было в высшей степени непривычно и некомфортно.
Мы, в свою очередь, целенаправленно создавали вариативность в принятии решений, причем нужно было принимать важные решения в состоянии неопределенности. В общем, все как в жизни.

Игра показала очень много интересных механизмов. Здесь была и борьба за лидерство и желание активно от него отказаться. Было интересно наблюдать как «вторые по жизни» вели себя пассивно до тех пор, пока не выявился лидер, после чего привычно встали на свое место «за лидером». Часть участников заняли роли штатных критиков, нападая на всех, кто хоть на время брал на себя лидерские функции, при этом боясь заявить о своих притязаниях. Были и те, кто не смог провести в жизнь свою идею или точку зрения и тут же ушел в оппозицию, с криками «меня не понимают». Было много очень интересных наблюдений. Но здесь я хочу рассказать о том, что мне запомнилось больше всего.
По ходу игры были разные периоды с разными задачами. Периодически нужно было принимать судьбоносные для команды решения, причем они касались не только команды в целом, но каждого участника в отдельности. Причем, как и в жизни была масса вариантов возможных решений и довольно серьезная зона неопределенности. То есть не было априори правильных или неправильных решений, стоял вопрос выбора и его последствий. В другие моменты в игре нужно было действовать достаточно структурировано. Например, чтобы заработать деньги, необходимо было склеивать домик из спичек. То есть это четко алгоритмизированные задания с понятной структурой и результатом.

Для меня интересным было наблюдать реакцию людей в различные периоды игры. Когда нужно было принимать судьбоносные решения, часть участников выпадала из процесса обсуждения и принятия решений. Они со скучающим видом сидели и ждали, когда же это закончится. Когда в конце дня приходило время обратной связи, они говорили, что сегодня «было скучновато». Те, кто принимал участие в принятии решений, высказывали противоположное мнение «трудно и интересно». Зато, когда наступал период понятной, алгоритмизированной деятельности, где не нужно было принимать какие-то решения, мнения менялись на кардинально противоположные. Скучающие на принятии решений, говорили какой сегодня был интересный день. При этом участник из региона лидерства, с меньшим энтузиазмом принимали участие в работе конвейера.
А самое интересное в этом наблюдении то, что подобная реакция довольно четко коррелировала с тем, что происходит у участников в реальной жизни. В принятии решений в основном принимали участие предприниматели и руководители. Конвейер больше понравился тем, кто привык в реальной жизни работать по алгоритму.
Вывод не буду формулировать. На мой взгляд он очевиден. Лично меня это больше всего поразило в игре «Эволюция».