Несколько лет назад рано утром я провожал детей в школу. Со множества тропинок, идущих от многоэтажек, дети стекались на одну большую дорогу ведущую к школе. У многих в ушах были наушники, некоторые слушали музыку непосредственно с телефона. И у всех рэп. «Как можно слушать это говно?» пронеслось в моей голове. И почти сразу сам себе: «Эээ, брат, это у тебя уже старческое».
Я даже попросил дочь послушать «их музыку», и что-то мне даже понравилось. Правда популярный исполнитель «патимейкер», окончательно добил меня, умудрившись в двух куплетах зарифмовать подряд всего четыре слова. (Я не шучу, я реально его несколько раз слушал и считал). Понял, что это «не мое». И одновременно решил, что это их музыка, и мне туда просто не нужно лезть.
Моим родителям в свое время хватило ума и деликатности не комментировать то, что мы слушали в старших классах. Цой, «Алиса», «Наутилус Помпилиус», плюс контрастирующий с ними Модерн Токинг. Кто там еще был, я уже и не помню. Никаких принуждений к Магомаеву, Лещенко и Пугачевой не было и в помине, хотя, наверное, Цой в то время для них был как сегодня для меня рэп.
Я очень часто слышу брюзжание, и меня особенно пугает, что оно исходит уже от моих сверстников, мол, поколение наших детей какое-то не такое: не так много читают, не то делают, не тем занимаются, ни о том мечтают, или не мечтают вообще.
Меня всегда передергивает от тостов на «детских» днях рождениях, адресованных уже далеко не деткам. Пожелания радовать родителей, чтобы родители гордились, быть достойным своего отца/матери/деда/бабушки (нужное подчеркнуть). Часто слышу жалобы, что, мол, не так себя ребёнок ведет, как хотелось бы, не оправдывает родительских ожиданий, не соответствует образцово-показательному формату сына/дочери.
Самое смешное, что я многих брюзжащих знаю очень давно, и точно могу сказать, что когда-то они так же были далеки от идеалистического понимания своих родителей. Но ведь у каждого свой путь, своё развитие. Если бы дети всегда соответствовали идеалам родителей, то очевидно, человечество до сих пор жило бы в пещерах.
• Мы были не похожи на наших родителей. Так же, и наши дети не похожи на нас. Они не хуже или лучше, они другие. В свое время мы получили свой опыт, не всегда со знаком плюс. Наши дети должны получить свой, сделать свои выводы, набить свои шишки. И этот путь может очень отличаться от нашего, что, на мой взгляд закономерно, потому что многое изменилось. Сильно изменилось.
Я стараюсь «ловить» себя на всяких брюзжаниях. Стараюсь не затаскивать детей в прокрустово ложе своих ожиданий. Меня, как и многих родителей смущает много моментов, и периодически хочется сказать: «я в твои годы…». Иногда так и тянет сказать дочери, что я в твои годы уже «приговорил» полное собрание сочинений Толстого и перешел на Данте и Шекспира, а ты в 14 лет «Инсургента» читаешь. Но вовремя понимаю, что возможно, Толстой не самое главное. Я вот например, так и не могу вспомнить случая из жизни, когда бы мне пригодилось прочтение романа «Воскресенье».
Думаю, что кроить детей по нашим лекалам, это все равно что рассчитывать еще 50 лет выпускать DVD диски. Еще есть куда их вставлять и что на них записывать, но в будущем их все равно не будет в подобном виде. Развитие технологий уже изменило мир, этот процесс никогда не повернется вспять, а будет только ускорятся. Это неизбежно. На мой взгляд ментальность людей очень сильно отстает от технологий, а социальные институты так вообще застряли в палеолите.
• У меня двое детей. Дочке 15 лет, сыну 12. С ними очень интересно разговаривать. Интересно смотреть как они видят мир, как рассуждают. Какие вопросы задают. Помните, когда мы учили историю, нужно было заполнить кучу дат, где и когда произошли какие-то исторические события? Я до сих пор многие помню. А вот дети уже не поймут зачем это учить, когда при необходимости можно посмотреть в интернете. У нас были как-то небольшие семейные посиделки, ушедшие в русло «образованный папа». Я доставал даты из памяти, дети из интернета. Потом я резюмировал, мол, видите, отец до сих пор помнит. На что сын спросил: «Это тебе хоть раз пригодилось?».
Меня очень смущает образовательная система, которая на мой взгляд живет в каком-то другом столетии и безнадежно отстала от современности. Мне реально жалко детей, потому что я не пойму зачем и для чего они все это учат. Как я вижу развитие социума в дальнейшем — важным навыком будет умение искать и перерабатывать информацию. Проще говоря думать. А вот как раз наша система образования, она не про думать, она про запоминать, делать то, что должен и как тебе говорят, но не думать.
Есть люди, у которых талант просто «выпирает». Например вокальные конкурсы, когда выходит девочка или мальчик 10-14 лет и поет так, что у тебя отваливается челюсть. Или ребенок, пошел в спортивную секцию и сразу стало ясно, что он может вырасти в будущего чемпиона. Да впереди большой и сложный путь. Здесь ключевое слово путь, который уже найден. Есть точка приложения усилий, понятно, к чему есть способности, прекрасно, если это еще и нравится. Ясно, что делать, в каком направлении развиваться.
• К сожалению, выпирающий талант дан не всем. Я думаю, что у большинства людей есть талант к чему-либо, но его нужно найти. Он не выпирает, он не очевиден, но он определенно есть. Именно он определяет тот путь, на котором тебе будет и интересно, и ты можешь добиться значительного результата. Есть куча тестов, которые направлены на выявление способностей, но те, которые видел я, крайне далеки от идеала (может и есть толковые, просто я не встречал). На мой взгляд, сидеть и просто думать «в чем же я талантлив» не получится. Нужно пробовать.
Возвращаемся к системе образования. Вот я смотрю на своих детей. Что они успеют попробовать к тому моменту, как настанет время делать выбор по поводу дальнейшего пути? По сути дела, ничего, потому что они заняты изучением того, что скорее всего им никогда не пригодится.
Все это происходит в жуткой, скучной форме. Чаще всего учителями, которые скверно объясняют, скверно относятся к ученикам. При этом есть учителя от Бога, которые могут так объяснить, что имбецил поймет. Но их мало и не всем посчастливилось заниматься у таких преподавателей.
• Мой институтский преподаватель анатомии Алла Валентиновна — образец преподавателя. Интеллигентная, умная и мудрая женщина. Она отличалась крайне уважительным отношением к студентам. Остальные анатомы напоминали адептов ментального БДСМ – то бишь драли студентов в извращенном виде, попутно унижая их. А еще она потрясающе объясняла столь непростой предмет. Она сама создала свои схемы, которые настолько просто объясняли сложное, что нам учиться было легко. Даже «не хватающие звезд» одногруппники хорошо знали анатомию.
Наши однокурсники, которым не так повезло с преподавателем постоянно просили нас дать переписать схемы Аллы Валентиновны, потому как это существенно упрощало учебу. Нам завидовали другие студенты, что у нас такой преподаватель. Но он был такой один на всю кафедру. Естественно, на всех его не хватало.
С развитием технологий ситуация сильно изменилась, появились совершенно другие возможности. Я например, искренне не понимаю зачем каждый день в стране куча уставших учителей занудно и непонятно объясняют один и тот же материал разным классам. Не проще ли записать на видео как объясняют материал какие-то супер-учителя, умеющие прекрасно давать материал так, что это сразу усваивается?! Лично у нас ситуация выглядит следующим образом: сначала дети идут в школу и выслушивают скверные объяснения материала, а после школы идут к репетиторам, чтобы им все нормально объяснили. У меня возникает резонный вопрос, зачем столько времени тратится абсолютно неэффективно? Возможно, это время лучше было бы потратить на то, чтобы попробовать что-то другое, постараться найти и определить свой талант, свои способности.
Дети часто задают вопрос «зачем». Я думаю, что это неплохо. Зачем нужно это учить, как это пригодится потом. Мы стараемся отвечать по возможности. Вопрос, зачем нужен английский язык, у дочки отпал после поездки в Лондон. Биология казалась скучным и ненужным предметом, пока я не объяснил анатомию и физиологию организма человека с практической точки зрения. Теперь биология один из любимых предметов. Потому что она поняла зачем, как это знание может быть полезным.
• Система образования почти не изменилась с периода моей учебы. До сих пор она чаще всего напоминает газонокосилку, с помощью которой пытаются сделать идеальный газон. Для чего нужно обрезать все, что отличается от стандартной высоты. Средняя школа — это правильное название, потому как она направлена на усреднение учащихся. Все должны идти в одном темпе, несмотря на разные возможности и способности.
Бывает, что вроде родители одни, семья одна, а дети разные. У нас дочка и сын разные. В плане учебы тоже. Если дочке нужно посидеть, поучить, подумать, то сын хватает все на лету. Ему настолько все легко дается, что он почти не тратит времени на учебу. Я не видел, чтобы он занимался, при этом, когда проверяешь уроки, все сделано, и сделано правильно. Только уходит на это 15 мин. Я понимаю, что ему хорошо бы в среду таких же как он, чтобы была конкуренция, был совершенно другой темп учебы. Я уверен, что он с ним справится. Сейчас он сидит и ждет, когда подтянутся отстающие и чувствует себя красавчиком. При этом не формируется навыка интенсивной работы, и я понимаю, что это чревато проблемами, при попадании в более сильную и конкурентную среду.
• Система образования направлена на подавление индивидуальности в угоду усреднению. Средняя школа выпускает средних людей. Как, впрочем, и большинство ВУЗов. А в будущем явно будет цениться индивидуальность. Возможно это дело не ближайших лет, но уже очевидно, что технологии позволят заменить работу исполнителей. Не будет водителей, не будет операционистов, предполагают, что искусственный интеллект заменит юристов и даже врачей. Много кого не будет. Все что можно оцифровать — будет оцифровано, все что среднее — заменят технологии.
Поэтому в будущем, на мой взгляд, важна как раз-таки индивидуальность. Творчество, нестандартное мышление. То, что не смогут заменить машины. А так как система образования не поощряет индивидуальность, то единственный шанс ее сохранить, это семья. Отношение и помощь родителей. И здесь очень важно понимать, что они другие. Очень важно как раз увидеть и помочь ребенку развить его индивидуальность.
• Я, честно говоря, очень хотел бы забрать детей из школы. Я только не знаю куда. Потому что первое, что приходит на ум — это домашнее обучение с репетиторами. Но, по сути, это та же система, только ты ее делаешь более качественной. Не более того. Потому что все сводится, по сути, к тому же самому. Те же предметы, та же программа. Опять же ЕГЭ, чтобы поступить в институт. Вот здесь вопрос, в какой?
Моей дочке ответить на этот вопрос нужно будет через два года, и я понимаю, что пока она не готова к этому. Она не успела ничего толком попробовать и явно не может сейчас это решение принять осознанно. Хотя думаю, что это для нее важнее, чем знание интегралов, или законов Менделя.
На мой взгляд нужна совершенно другая система. Назовите это образованием, воспитанием, системой постепенного взросления. Этим многие уже озабочены. Я читал, что некоторые страны пытаются кардинально изменить систему образования. Но пока ничего толком не придумано я не решаюсь забрать детей из школы.
Что я точно могу сделать, так это помочь им сохранить и развить свою индивидуальность. Дать свободу и помочь определиться с самостоятельным выбором, понимая, что они другие.
P.S. Перечитал написанное, и есть ощущение некоторой сумбурности. Отсутствия «красной линии» в тексте. Нет четко оформленного вывода. Наверное, потому что у меня нет пока ответа на главный вопрос — как надо. Пусть это будет на уровне размышлений.