Вопрос «Как мне найти свое призвание?» — один из самых часто задаваемых. Конкурировать с ним может разве что вопрос по теме отношений. Поэтому давайте разбираться.
Для начала определимся с термином. Что такое призвание?
Если ты называешь таковым какое-то дело, которое тебе интересно, — это одна история.
К примеру, моя жена занимается спортом с тренером, муж у которой — кикбоксер. У них двое детей, и они чуть ли не с пеленок бьют по грушам и занимаются спортом. Когда у них спрашиваешь, кем они хотят стать, когда вырастут, оба отвечают: «Тренером, спортсменом». Призвание это в данном случае или нет? Ведь ребенку действительно нравятся занятия спортом. Или, предположим, ребенок растет в семье врачей, и потом, став взрослым, идет по их пути. Призвание это? Может, он ничего другого и не видел? А если бы он рос в другой семье? Или в этой же, но ему давали больше свободы выбора, и угол обзора у него был бы шире? Выбрал бы он тогда эту же специальность?
Эта дилемма, как извечный философский вопрос о том, что первично — яйцо или курица. Что первично — установка из детства, которая, по сути, формирует интерес, либо, действительно, интерес совпал с установкой?
Конечно, бывают и трагические случаи: когда есть установка, а интереса и таланта нет. Например, папа музыкант, мама музыкант, а ребенок, которому «медведь на ухо наступил», мучается, играя на третьей дудке в пятом ряду симфонического оркестра. Не имея желания и не видя в этом смысла, он мучается вопросом «В чем мое призвание?». Двигаемся дальше.
Когда я учился в мед университете и постоянно слышал девиз: «Наше призвание — помогать людям», засомневался в его истинности. Я стал спрашивать однокурсников, почему они поступили в мед. Многие рассказывали похожие истории о том, как сильно заболели чем-то в детстве, как их спасали доблестные врачи и как это впечатлило их настолько, что они оказались здесь.
Или возьмем сферу образования: я знаю тех, кто пошел работать в школу благодаря своей первой учительнице, которая была доброй и в то же время строгой, всегда справедливой и любящей детей. Поэтому человек еще в детстве, вдохновившись ее примером, решил стать учителем. Призвание это в таком случае или нет? У меня нет четкого ответа на этот вопрос.
На мой взгляд, в призвание вмешиваются предустановки, которые мы получаем в детстве: либо от семьи, либо от социума, либо в результате яркого впечатления. Кстати, эти детские впечатления в последствии часто приводят к большим разочарованиям. В фильме-то все романтично и приукрашено, там нет километровых очередей в больницах, кричащих пациентов, маленьких зарплат… Но это уже другая история.
Итак, я не могу сказать точно, что есть призвание. Часто вижу расплывчатые определения с налетом эзотерики, духовности и прочего. Поэтому, чтобы не оперировать непонятным термином, предлагаю говорить вместо призвания — «путь развития в карьере».
Как в идеале он должен выглядеть?
Первое, от чего нам стоит отталкиваться, — это понятие интереса. То есть, мы ищем деятельность, в которой нам интересен сам процесс. Если ты занимаешься чем-то, чем можешь и не заниматься, значит, тебе это точно интересно.
Ведь как мы определим, что интересно ребенку? Мы можем понаблюдать за ним. Если у него есть выбор: посмотреть мультики или поиграть, а он идет и рисует. При этом никому результат не показывает, не делает это ради участия в конкурсе и у него нет дедлайна, — он рисует просто для собственного удовольствия. О чем это говорит? О том, что ребенку интересен сам процесс.
На мой взгляд, это важный момент. Ты делаешь что-то без дедлайна, — значит, ты делаешь это из мотивации достижения (а не избегания), и тебе интересен сам процесс.
Наш социум, кстати, культивирует идею, что процесс не так важен. Ведь как устроена любая сказка? Герои мучаются и преодолевают препятствия, а потом приходят к хэппи-энду. А что дальше за этим счастливым концом следует, никто не рассказывает. Мучения расписаны во всех красках и подробностях, а вот как «жили они долго и счастливо» не уточняется. И у взрослого человека уже сформирована установка, что он должен быть счастлив не в процессе, а после какого-то момента — регистрации брака, покупки хорошей машины, получения должности и т.д. А сам процесс человека при этом слабо интересует. И это делает людей несчастными. Как я часто говорю: «Фразу “не в деньгах счастье” понимают, как правило, те, у кого деньги есть». Ведь они-то знают, что радость от материальных достижений очень быстро улетучивается и остается разочарование.
Поэтому, на мой взгляд, правильный подход — заинтересованность самим путем к цели, процессом. А не только результатом.
Это означает, что мне нравится то, чем я занимаюсь. Я иду на работу без насилия над собой. Я так же достигну нужного мне результата в итоге, но при этом мне будет комфортно к нему идти.
Итак, первый ориентир — это интерес. Теперь переходим к следующему важному моменту — к теме целеполагания, в которой наш интерес будет рассматриваться как направление, в котором мы будем двигаться.
Приведу пример. Мы хотим поехать на море, допустим, на Черноморское побережье и выбираем трассу М4. Это направление. В рамках этого направления у нас могут появиться цели — конкретные пункты. А что может быть направлением в деятельности? Например, мне нравится преподавать, мне это интересно. То есть, направление — обучение, образование. Либо мне нравится что-то организовывать, либо конструировать.
Уже в рамках выбранного направления мы можем ставить конкретные цели. Если тебе нравится обучать, можно быть при этом школьным учителем? Можно! Можно работать преподавателем в ВУЗе? Да! А заниматься репетиторством? Конечно! Можно быть бизнес-тренером? Можно!
То есть, в рамках одного направления цели могут быть разными. Только нужно отдавать себе отчет в том, что быть школьным учителем — равно маленькая зарплата, куча отчетности, не всегда благодарные дети и их родители и т.д. Конечно, если ты идешь работать учителем в школу, чтобы получить опыт и повысить свой уровень, а конечная цель — репетиторство и нормальный заработок, то это уже другая история.
Но многие останавливаются на цели работать в школе, часто не признаваясь себе в том, что эта цель им не нравится. Все-таки нужно признаться себе в том, что в наших реалиях учитель обрекает себя на определенное существование. Следовательно, у него должны быть миссия учить детей и сумасшедшая внутренняя сила, чтобы сохранить это желание достаточно сильным.
А так, в рамках любимого направления ты можешь выбрать иную деятельность, которая даст возможность жить в комфорте и выбирать, кого и на каких условиях ты будешь учить. Или возьмем организационную деятельность. В твоих силах сплотить людей, распределить ресурсы, поручить, проконтролировать… Это может быть бизнес? Да! Менеджмент может быть? Может! И так далее и тому подобное.
Если у тебя два любимых направления: и учить, и организовывать — пожалуйста! На стыке этих направлений находится учебный центр. Таким образом, ты можешь реализовываться в обоих направлениях. Но если все так просто, то почему многие мучаются, находясь не на своих местах и задаваясь при этом вопросами о призвании?
На мой взгляд, из-за одной из двух крайностей. Первая крайность — гнаться за результатом и плевать на процесс.
«Дайте мне в конце “Мерседес”, а что в середине — мне не важно. Правда, исключим проституцию и продажу почки, а на остальное я согласен!» Только этот «Мерседес» не всегда стоит затраченных на пути к нему усилий. А еще дело может осложниться вопросом «Есть ли жизнь после Мерседеса?»
Вторая крайность — вообще не задумываться о призвании и идти в первое попавшееся место. Колоссальное количество людей, по моим наблюдениям, не прислушиваются к себе, а идут туда, куда их пригласили.
Беседуешь с людьми при приеме на работу:
— А почему ты на это место попал?
— Да вот знакомый пригласил.
— А почему потом резко поменял сферу деятельности?
— А сюда тоже предложили.
Вывод: место работы выбиралось по принципу «Зачем мне холодильник, если я не курю».
Продолжаешь спрашивать:
— А кем хочешь быть?
— Ну вот на букву «М»… Ну этим… Менеджером!
— А чем занимается менеджер?
И дальше — тишина.
Обычно у таких людей проблемы с интересом в целом. У них не бывает занятий, которые их интересовали бы. Вообще. Они привыкли функционировать под девизом «Надо»: жить, зарабатывать деньги, чем-то заниматься… Поэтому они особо не задумываются ни о процессе, ни о призвании. До зарплаты дожили и хорошо!
А это «надо» появляется в детстве. Ведь многие родители считают, что они умнее детей, и знают, как правильно жить. Хотя часто их личные достижения как раз говорят об обратном. Родители начинают ребенка учить: «Как это ты хочешь рисовать?! Получи нормальную специальность, а потом рисуй сколько хочешь! Иди на бухгалтера! Вот он никогда не пропадет». И ребенку говорят: «Ты не можешь хотеть то, что хочешь, потому что ты всегда хочешь какую-то ерунду. Хоти то же, что и мы». А «хоти то же, что и мы» равно «надо». Тогда человек вырастает и привыкает делать то, что «надо», и не знает ответа на вопрос «чего я хочу?». Таких людей, к сожалению, много. Так как тому, кто уже десять лет работает бухгалтером, и не знает, чего хочет, все-таки найти любимое дело?
Для начала ему следует вообще научиться хотеть. Ведь есть определенная генерализированная проблема. Как сахарный диабет, например, поражает не что-то одно (поджелудочную), а весь организм, так и атрофированное «хочу» распространяется не на одну сферу (на профессиональную) — как правило, человек вообще не знает, чего он хочет. Обычно таким людям сложно что-то делать для себя, они слабо чем-то интересуются, кроме того, с кем развелся Басков, и прочих новостей из желтой прессы.
Здесь основная задача — развить мотивационную сферу и разрешить себе делать то, что хочется. Это как космонавты, просидевшие два года на орбите (их мышцы и вестибулярный аппарат атрофировались), прилетают обратно на Землю и заново учатся ходить. То же и здесь: нужно заново начать хотеть.
«Хотеть» — это вообще опция по умолчанию, «заводские настройки», — мы с этим рождаемся. Вы не найдете психически здорового ребенка двух лет, который ничего не хотел бы. Он всегда чего-то хочет. Что происходит потом — уже другой вопрос.
Если эти естественные желания ребенка сравнить с костром, то можно сказать так: их не нужно раздувать, хотя бы просто не заливайте водой! Многие родители поощряют желания своих детей: «Хочешь? Хорошо, попробуй! Я тебе помогу!» Другие же сразу начинают: «Хочешь это? Ой, да ну! Тебя возить туда надо! У нас денег нет! Зачем тебе это нужно? Это вообще не твое!»
И когда это повторяется многократно, ребенок просто перестает хотеть. А, когда он вырастает, ему нужно не просто ответить на вопрос о призвании, а вообще научиться чего-то хотеть.
Так с чего же начать развивать свое «хочу»? Это очень просто и вообще никак не связано с профессиональным самоопределением. Например, знакомый говорит, что на выходных занимался картингом. И ты думаешь: «Интересно, здорово! Но это не для меня!» Стоп! Первая реакция есть («интересно»)? Сходи, попробуй!
Наверняка и в вашем окружении есть человек, который говорит: «Ты ездишь в Турцию?! Фу! Никогда туда не поеду!» Спрашиваешь у него: «А ты был в Турции?» «Да что там делать? Там же говно сплошное!» Напрашивается вопрос: ну откуда ты знаешь, если там не был?!
Нормальная история такая: съездил, посмотрел, узнал и сделал вывод: «Пляжный отдых – не мое!» Уважаю такие решения! Правильных ответов-то нет — это дело вкуса. Но когда человек утверждает: это не мое и это не мое… С чего ты так решил? Ты же еще не попробовал!
Вернемся к теме призвания. Не всегда бывает, что оно налицо. Конечно, когда у тебя сумасшедшие способности и тебе нравится этим заниматься, тогда и вопросов не возникает. Естественно, нужно эту способность развивать. Есть дети, которые только сели поиграть с конструктором и чуть ли не вечный двигатель изобрели. Ну здорово же! Им это нравится, и это прекрасно, потому что они уже определяются с направлением.
Но у подавляющего числа людей тоже есть, пусть и не яркие, но какие-то определенные способности. Ведь что такое способность? Это скорость и глубина освоения навыка.
А как ее определить? Вот рука потянулась к задачнику, и ребенок решил какой-то сложный интеграл в третьем классе. А как это может случиться, если ребенок ничего не пробует? То есть, взрослым людям, которым в детстве отбили желания, нужно начать просто хотеть и пробовать. Причем в любой сфере жизни. Со временем прояснятся желания и в сфере профессиональной.
Часто спрашивают, сколько времени на это потребуется? Точно и даже приблизительно нельзя сказать. У экономистов есть такое понятие, как «эффект базы». То есть, у каждого человека есть своя база: у одного более сложная ситуация, у другого — попроще. Кому-то нужно долго восстанавливаться, потому что механизмы жесткие и сильные. Кому-то просто достаточно иначе взглянуть на ситуацию, и все сразу встанет на свои места.
Бывает и так, что полностью ты от механизма избавиться не можешь. Если сравнить это с регулированием громкости, ты просто можешь перевести тумблер с десятки на семерку. Так, тревожный человек, у которого эта тревожность сформировалась в детстве, никогда не станет пофигистом: «А, не буду париться! Поеду без документов на иранскую границу!» Нет, он всё равно десять раз все перепроверит, но эта тревожность уже не будет парализующей, как раньше, — она станет управляемой.
В качестве резюме скажу, что универсального рецепта или алгоритма поиска призвания нет. Всё очень просто: нужно прислушиваться к себе, идти за интересом (интересен должен быть сам процесс деятельности) и пробовать, пробовать, пробовать.