Самооценка

В последнее время было довольно много консультаций. Интересно, что в одних ситуациях люди вполне справляются с возникающими проблемами и добиваются поставленных целей, реагируют спокойно и рационально. При этом в других ситуациях не могут справиться в общем-то с элементарными проблемами.

Например, все прекрасно на работе, а с личной жизнью все не ладится. Другой случай – человек прекрасно и эффективно работает в сфере, которая ему не очень нравится, но там все получается. При этом он с детства мечтает работать в другой сферой и даже занимается этим в качестве хобби. Но как только есть шанс перевести это в основную деятельность, все проваливается. То решения абсолютно не деловые принимает, то переговоры проваливает.

Там, где человек эффективен, он ведет себя как взрослый. Анализирует ситуацию, понимает свои интересы и умеет их отстаивать. Поэтому все получается. А проблемы возникают тогда, когда на передний план вылезает неблагополучный ребенок. У каждого он по-своему неблагополучен. Недолюбленный, запуганный, неуверенный, одинокий, эгоистичный, обидчивый. И когда он выходит на передний план в ситуации и начинает командовать парадом, то, естественно, он в первую очередь пытается удовлетворить свои инфантильные потребности.

Недолюбленные пытаются доказать, что их можно любить, рассматривают поведение партнера под микроскопом, пытаясь обнаружить признаки любви/нелюбви, и чаще находят второе. Они хотят не любить, а чтобы любили их. Поэтому часто подстраиваются под партнера, надумывают себе всякую всячину и развивают такую активность, что партнер просто начинает убегать со словами «тебя слишком много».

Недолюбленные категорически не могут принять тот факт, что они могут кому-то не нравиться. Это приводит к стремлению добиться любви от того, кто относится к ним прохладно. Причем те, кто проявляет к ним интерес, совершенно им не интересны. Именно по причине хорошего отношения, не предполагающего борьбу за любовь.

Неблагополучный ребенок может «вылезти» на важной встрече, и человек вместо диалога и переговоров не сможет связать и двух слов. А всё потому, что он говорит с серьезными дядьками, в присутствии которых он чувствует себя маленьким, ущербным, недостойным человечком. Он хочет им понравиться, но в итоге полностью зажимается. Встреча провалена, шанс упущен.

Обиженный всюду ищет несправедливость и, естественно, находит ее. Эгоистичный требует, чтобы все крутились вокруг его интересов, а когда этого не случается, обижается и начинает истерить. Неуверенные боятся пробовать – думают, что не справятся. И когда они сталкиваются с первыми проблемами, сразу сдаются.

Еще один момент. Как только человек подходит к решению ситуации как взрослый, не давая неблагополучному ребенку проявить себя, ему становится достаточно легко найти эффективный способ поведения в ситуации. Если же балом правит ребенок, ситуация усугубляется.

Поэтому важно, во-первых, ответить на вопрос «Кто сейчас управляет ситуацией?». И уметь выключать неблагополучное дитя. А во-вторых, нужно в принципе проработать неблагополучного ребенка. Потому что это фантом, состоящий из детских эмоций, неудовлетворенных потребностей и привычек, которые к сегодняшней ситуации отношения не имеют, но при этом продолжают формировать детские нереализованные когда-то потребности.

К тому же неблагополучный ребенок не только вылезает вперед взрослого, но и задвигает на задний план свободного ребенка, которые отвечает за эмоции, радость, спонтанность и творчество.