Люди любят афоризмы, этакую концентрированную мудрость, сформулированную кратко и емко. Правда не всегда, лайкнув очередное высказывание в сети человек до конца понимает его смысл, и еще реже применяет его в реальной жизни. Поэтому хочу сделать небольшую рубрику, которая будет посвящена высказываниям, достойным понимания и практического применения.
Начнем, пожалуй, с фразы, которая очень важна, когда ты хочешь о чем-то договориться с другим человеком. Звучит фраза так: «Важно понимать не только технологию, по которой ты выиграешь, но и технологию, по которой партнеру будет удобно проиграть».
Точно не могу сказать кто является автором этой фразы, потому что встречал ее в нескольких источниках.
Давайте разберем на конкретном примере, что это означает. Молодая девушка, после окончания мединститута, получает специализацию по кардиологии и устраивается работать в кардиологическое отделение в крупной многопрофильной больнице. В отделении сугубо женский коллектив, причем примерно одинакового возраста 35—43 года. Все семейные. Заведующей отделением 43 года, и с коллегами вместе она работает уже много лет.
Когда девушка, назовем ее Аня, пришла в отделение, ее как молодого специалиста часто ставили в дежурства. Причем все дежурства были на выходных, зачастую два подряд, суббота и воскресенье. Через три месяца такого графика Аня взвыла, потому как рушилась и так не налаженная личная жизнь. Общение с друзьями, да и просто она считала это несправедливым. Попытка поговорить с заведующей была встречена резкой фразой, мол «не нравится — увольняйся». В итоге, Аня не понимала, как ей улучшить свое положение в отделении, и освободить хоть немного выходных.
Когда она с этим вопросом пришла ко мне, я в целом неплохо зная медицинский мир предположил следующую ситуацию.
▹Во-первых, дедовщина бывает не только в армии, а может встречаться в любой организации, когда «молодым» подкидывают то, чего не хотят «старички».
▹Во-вторых, все врачи отделения примерно одного возраста, много лет работают вместе, находятся в дружеских или полу дружеских отношениях.
▹В-третьих, Аня уже отработала несколько месяцев закрывая дежурства в выходные, соответственно коллеги уже привыкли проводить уик-энды дома в кругу семьи.
Таким образом, если заведующая отделением согласиться выполнить просьбу Ани, ей придется объяснять, коллегам-подругам, почему им придется вновь дежурить на выходные. Можно предположить, что ей гораздо проще и комфортнее наехать на Аню, чем доставлять дискомфорт старожилам отделения. Именно отсюда возможна столь категоричная и агрессивная реакция на просьбу Ани. Ведь, даже если она обидится и уйдет, то тогда заведующей будет гораздо проще объяснить, почему нужно дежурить по выходным, ведь исчезло тело, которым можно затыкать эту амбразуру.
Далее, вспоминаем фразу про то, что нужно понимать технологию, по которой партнеру будет удобно проиграть. То есть сделать так, как нужно нам. Фактически мы должны представить план, по которому партнер пойдет на навстречу и в процессе общения плавно к этому его повести. Например, в случае Ани заведующей было бы комфортней нагружать дежурствами не своих коллег-приятельниц, с которыми она знакома много лет, а такую же молодую как Аня. Есть ли возможность для реализации такой задумки?
Аня узнает, что многие врачи отделения оформлены на полторы ставки.
Одна ставка — это дневная работа в стационаре. И по пол ставки разбили между собой как раз за ночные дежурства (в будни тоже есть дежурства). Далее, выясняется, что так как официальная зарплата маленькая, то никто особо этой половиной ставки не дорожит, и легко может от нее отказаться, вместе с ней уйдет обязанность дежурить.
Далее Аня договаривается с заведующей, что она может найти однокурсника/цу, который может работать только в дежурствах. То есть, Аня как бы показывает ей путь, как можно выполнить ее просьбу. Заведующая соглашается, более того, среди сотрудников даже была борьба за то, кто уступит свои пол ставки в дежурствах. Аня тем временем находит однокурсницу, которая ищет работу. После чего она гораздо реже дежурит на выходных.
Через некоторое время Аня решила сыграть «старуху у разбитого корыта». Попросила заведующую не ставить ей дежурства на выходных вообще и выслушала много интересного про себя и свою наглость. Теперь, я думаю, реакция руководства понятна.
Другая история, которая встречается довольно регулярно. Сотрудник приходит к начальству с какой-то идеей, от которой это начальство отмахивается, если не сказать хуже. Может и бредом назвать, и посоветовать не лезть не в свое дело. Через пару недель начальник, не моргнув глазом, рассказывает коллективу о посетившей его гениальной идее, которая как две капли воды похожа на тот «бред», с которым приходил сотрудник.
Опять вспоминаем технологию, «по которой партнеру удобно проиграть», то есть сделать так, как нужно нам. В данном случае, так как начальник специфичный, и все «светлые» идеи должны идти либо от него, либо при его участии, то вполне может сработать вариант сделать его соавтором идеи. Часто простое вступление по типу: «Помните, Иван Иванович Вы говорили…. И вот в этом ключе я подумал, что можно было бы….». Таким образом мы приглашаем его в соавторы, может быть даже в основные авторы идеи, что существенно повышает вероятность и серьезного рассмотрения Вашей идеи и Вашего участия в ее реализации. Кстати, это неплохо работает, даже если Иван Иванович ничего такого и не говорил.
Очень часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда человек пытается договориться с партнером, при этом нет понимания, как этому партнеру будет «удобно проиграть». Когда мы не прокладываем партнеру путь к отступлению,оказываем давление, велик шанс его загнать в угол, из которого выход только один — навстречу Вам. Отсюда и агрессия, которую не всегда понятна на первый взгляд.
Так что рассмотренная фраза более чем практична. Всем рекомендую, прежде чем идти о чем-то договариваться, сначала постарайтесь ответить на вопрос, «как партнеру будет удобно проиграть», и таким образом Вы сможете выработать технологию, «как Вы выиграете».
Есть предложение потренироваться в практическом применении этой фразы. Например: начальство регулярно предлагает сделать работу, которую по идее должен делать другой сотрудник, но так как он либо недостаточно квалифицирован, либо регулярно «косячит», то руководство просит эту работу сделать Вас. Как можно эту ситуацию исправить?
Кстати, в продолжении рубрики, предлагаю делиться подобными практичными фразами, которые можно будет разобрать применительно к реальной жизни