Мне нравится фраза о том, что чтобы выйти из рамок мышления, нужно сначала войти в эти рамки. Многие люди проходят развитие через кризис, но это вовсе не обязательно. Существуют способы профилактики кризиса, которые помогут избежать неприятных ситуаций. Знаменитую фразу «То, что нас не убивает, делает нас сильнее» можно переформулировать как «То, что когда-то делало нас крепче, может нас убить». Иначе говоря, даже если вам кажется, что вы справились с ситуацией, когда-нибудь она может вернуться и обернуться против вас. Из-за чего же все это происходит?
Для начала рассмотрим, что означает термин «парадигма». Это образец, пример, модель. В психологии под парадигмой понимают основной способ восприятия, оценки действий, связанный с определенным видением реальности. Это структура мышления, схема понимания и объяснения определенных аспектов реальности.
Если какая-то модель поведения привела человека к успеху, то он начинает ее применять постоянно, в различных ситуациях. В качестве примера можно привести многие компьютерные игры. В каждом уровне игроку предстоит решить определенную задачу, для чего вырабатывается определенная стратегия. После прохождения первого этапа данную модель человек пытается применить и на втором. Однако, чаще всего, стратегия, которая привела к успеху на одном уровне, на другом уже не эффективна, но перестроиться игроку достаточно трудно.
Один мой друг в 90-х открыл ресторан. В меню предлагались шашлыки, живая музыка в стиле «шансон» и прочие атрибуты тех лет, которые пользовались у публики популярностью. Соответственно, и заведение процветало. Но проходит время, меняется и потребитель. У современного человека другие запросы. Для того чтобы привлечь клиента требуется что-то новое, а мой друг продолжает работать в том же формате, что и прежде. Его прибыль значительно уменьшилась, и хотя ресторан пока не работает в убыток, но все к этому идет. Его владелец не хочет менять формат заведения, несмотря на то, что ему много раз об этом говорили. Отчего это происходит?
Когда-то модель ведения бизнеса дала результат, показала свою эффективность. У человека формируется «благодарность» к этой модели развития. И когда перестает давать результат, он думает не о том, чтобы ее изменить, а о том, как ее усовершенствовать, чтобы она еще некоторое время просуществовала. И любые доводы, что это неэффективно, человек просто перестает слышать.
Рекомендую прочитать следующую мою статью “Немного про личный опыт в бизнесе”