Все, что я буду писать дальше, на мой взгляд, довольно банально и очевидно. Более того, я уверен, что многим это знакомо. Тем не менее, несмотря на всю банальность, очень часто приходится сталкиваться с описанными в статье реакциями людей на проблемы. Иногда сам ловлю себя на том, что иду на поводу реакции сотрудников, благо научился вовремя переводить ситуацию в другую плоскость.
➊ Реакция первая. Обоснование проблемы. Человек сталкивается с какой-то проблемой и вместо поиска решения начинает очень аргументированно обосновывать почему он в ней оказался, четко описывает, как и почему возникла проблема. Легко находит виноватых, причем чаще всего это кто-то другой или что-то другое. Далее он говорит, что несколько раз пробовал решить эту проблему, чаще всего одним и тем же способом, и окончательно пришел к выводу, что проблема не решаема.
Найдя виноватых в появлении проблемы, и уверившись в бесполезности предпринимаемых усилий, он буквально вязнет в ней и не в состоянии найти решение. Более того, я заметил, что через какое-то время все мысли направлены на обоснование законности и закономерности проблемы. Человек просто перестает искать решение, убедив себя в неразрешимости проблемы.
В качестве примера. Подводя итоги месяца на производстве, я увидел, что упал объем выпуска продукции. Начал разбираться в причинах. Собрал руководящий производственный персонал. В течение 15 минут мне объясняли, что в прошлом месяце три человека уволились, потому что не хотят шить вещи со сложными обработками. А новых найти невозможно, точнее очень тяжело. Причем, почти все, что они говорили было сущей правдой. Невозможность решения проблемы обоснована и аргументирована, она неизбежна, поэтому зачем суетиться.
Я, кстати, для себя сделал вывод, что уровень сотрудника во многом определяется сложностью проблемы, в которой он начинает «вязнуть». Мне это процесс напоминает муху, которая бьется о стекло, пытаясь найти выход, а потом тихо сидит на подоконнике. Просто кто-то сыпется на первой же довольно простой проблеме, а кто-то на более сложной.
Реакция первая. Разновидность вторая— обоснование невозможности выполнения задачи. Зачастую руководители не обращают внимание на реакцию сотрудника, мол «не умничай, иди делай». Между прочим, совершенно напрасно, потому что обычно это заканчивается весьма аргументированным рассказом, почему поручение не выполнено. Мол «я же предупреждал, а Вы настаивали. Вот вам и результат».
Когда сборной России по футболу предстоял матч с сильным соперником, многие игроки и тренеры в интервью обосновывали, почему мы проиграем. Как после этого можно выиграть?
Так что не стоит игнорировать подобную реакцию подчиненных, потому как скорее всего Вы получите именно тот результат, о котором он предупреждал.
Например, когда я на совещании поставил задачу укомплектовать производство персоналом, я выслушал целый список причин, почему это не может быть сделано. Вполне разумных, логичных обоснований. В этот момент важно понять специфику мышления человека.
Задача руководителя состоит в том, чтобы помочь сотруднику изменить свой подход к решению задачи, изменить его реакцию на проблему.
➋ Реакция вторая. Думаем, как сделать, а не почему это не может быть сделано. Я считаю, что это единственно верная конструктивная реакция, способная привести к результату. Концентрироваться на способах решения задачи, а не на причинах, по которым ее сложно решить.
Когда во время совещаний я вижу, что сотрудники забрели в ментальный тупик, обосновывающий невозможность выполнения задачи, я так и говорю: «Мы не будем обсуждать почему мы ее решить не можем. Давайте думать, что мы можем сделать, чтобы решить проблему». Подобный подход чаще всего позволяет переключить мышление с поиска оправданий, на поиск возможностей. Тогда мы начинаем думать, что мы можем сделать, чтобы выполнить задачу.
На совещании мы разработали пять пунктов, которые могут помочь решить вопрос. Сработали, кстати, далеко не все из них, тем не менее, через неделю производство было укомплектовано персоналом, и мы даже кому-то отказывали, в связи с отсутствием вакансий.
Подобные реакции люди демонстрируют не только на работе. В обычной жизни любому человеку приходится реагировать на возникающие проблемы. Тот кто рассуждает о сложности и невозможности их разрешения, ничего не получает.
Результат можно получить только тогда, когда ты концентрируешься на возможностях. На том, что нужно сделать для выполнения задачи.