Недавно мои сотрудники попросились посмотреть, как я провожу собеседование при приеме на работу. Когда я закончил, всем все было понятно. Девчата задали только один вопрос: «Как Вы это делаете?». Это, кстати, часто спрашивают те, кто видит, как я провожу собеседования, потому как после нашей беседы с соискателем все и главное всем становится ясно.
Была одна (точнее их было много) историй, еще в период наличия у меня рекрутингового агентства. Из моего кабинета, через стеклянную перегородку я мог наблюдать за тем, что происходит в зале менеджеров. Я занимался своими делами. Увидел, как к одному из менеджеров пришел кандидат. Точнее сам кандидат был вне зоны моего обозрения, по мимике моего менеджера я понял, что она с кем-то беседует. А с кем может беседовать рекрутер в рабочее время? Элементарно Ватсон.
Я продолжал заниматься своими делами. Через некоторое время я бросил взгляд в соседнюю комнату и увидел нечто, что меня заинтересовало. Мой менеджер Вика сидела с выражением лица, которое бывает у людей, которые одновременно испытывают восхищение, благоговение, преклонение, и еще много чего. Мне даже показалось, что лицо ее озарял какой-то особенный свет. Разговора я не слышал, но предположил, что происходит.
Решил проверить свою гипотезу, заодно уберечь сотрудника и всю компанию от ошибки в работе. Потому как для людей с тем выражением лица, которое я описал выше, характерно делать благоглупости, поддавшись очарованию.
Выхожу в соседнюю комнату и вижу молодого парня. По его поведению я понял, что он доволен произведенным эффектом, чувствовал себя хозяином положения, и явно был вне себя от себя.
Для начала я решил послушать, о чем в общем-то речь. Парень претендовал на должность маркетолога и бодро пересказывал то, что прочитал у классиков маркетинга. Небрежно пересказывая книжные кейсы, он поведал чем позиционирование мерседеса отличается от БМВ. Огласил маркетинговую стратегию Проктер энд Гэмбл. Рассказал о весьма эффективной стратегии продвижения Интел. Неплохо пересказал историю создания Делл.
Легко оперируя названиями транснациональных корпораций, попутно демонстрируя знание маркетинговых стратегий этих компаний, вворачивая при случае красивые маркетинговые термины, он все глубже погружал мою Вику в состояние транса. Она уже смотрела на кандидата как бандерлог на КАА, только без страха, а любовью и восхищением.
Я решил, что пора вмешиваться, потому как ситуация напоминала киношное «мы ее теряем». Я присоединился к разговору с самого начал подчеркнув, что опыт дженерал моторс, Apple и прочих мы обсудим как-нибудь в другой раз, а пока поговорим о простом парне Косте (так звали кандидата) и его опыте как маркетолога.
Костя немного недовольно, перешел к описанию своего опыта работы, которые подозрительно напоминали оглавление учебников по маркетингу. Парень сыпал общими фразами, это было красиво, но совершенно неконкретно.
Когда у меня спрашивают по поводу того, как проводить собеседования, я всегда говорю, что, во-первых, вы не должны после собеседования с человеком транслировать его мнение о самом себе, Вы должны составить свое мнение о нем. Довольно часто эти мнения кардинально отличаются. Во-вторых, всегда лезьте в детали. Именно по знанию деталей можно понять, реально владеет человек вопросом, или просто нахватан «по поверхности». Специалист всегда сможет объяснить детали, рассказать нюансы, объяснить логику процесса или принятия решений. Спокойно скажет, что каким-то вопросом он не владеет. Не специалист всегда «сыпется» на деталях. Общие рассуждения хороши, а конкретика губительна.
Именно на конкретике Костя поплыл как … по сковородке. Постоянно пытался свернуть на глобальные кейсы, уходя от повседневных будней работника маркетинга. Я естественно не давал ему это сделать, возвращая его с небес на землю. Поначалу он искал поддержки у Вики, но она довольно быстро вышла из анабиоза и смотрела на Костю как на разочарование.
Постепенно Костя выключил режим «Звезды» и мы нормально поговорили. Его опыт не соответствовал требованиям нашего заказчика, но мы порекомендовали куда можно пойти, чтобы этот опыт получить. Надеюсь, он воспользовался возможностью.
Конкретика, детали вообще великая вещь. Кто-то говорит, что в мелочах Бог, кто-то, что дьявол. Неважно, наверное, и то, и другое. Но именно понимание деталей позволяет определить на сколько человек разбирается в вопросе и вообще ориентируется в ситуации.
99 процентов людей, которые говорят, что они приходят чтобы, личностно расти, не могут более-менее конкретно объяснить суть этого термина, отделываясь общими фразами. 80 процентов из тех, кто просится на консультации исчезают после просьбы сформулировать конкретные вопросы.
Многие боятся конкретики, потому что она выявляет некомпетентность человека. Чтобы этого не произошло он упорно остается на позиции общих фраз. Хотя, по сути, любое развитие начинается с понимания собственной некомпетентности.