Решил вынести это из комментариев в отдельную тему, т.к. считаю, что это важно понимать и специалистам и клиентам.
Цитата
Боюсь впасть в зависимость от психолога. Если я увижу недоступность, игнорирование, либо мне скажут, что я ничего не понимаю (то есть даун) – и тут меня перклинивает, вся мозговая деятельность переключается на этот объект.
Вот это важный момент. Очень часто в начале отношений психолог-клиент, возникает элемент идеализации. То есть клиент видит в психологе некий идеал, приобщение к которому дает ему шанс на светлое будущее и поднимает его самооценку. У идеала недостатков нет, в отличие от живого психолога. Но клиент этих недостатков не видит. И не хочет видеть. Ему кажется, что сейчас этот мудрый человек укажет ему правильный путь и все изменится. Обычно чем более именитый специалист тем больше идеализация и тем дольше она держится. Иногда процесс идеализации продолжается весь период отношений со специалистом. Пока клиент идеализирует психолога, обычно толку от этого нет никакого или он очень маленький. Почему – это отдельная тема.
Далее очень часто наступает явление переноса, то есть клиент переносит качества и значимость каких-то персонажей из своей жизни на специалиста и старается выстроить с ним аналогичные отношения. Например, человек в детстве сталкивался с обесцениванием своих способностей и старался доказать, что он не такой. Соответственно аналогичная схема отношений может возникнуть и с психологом, которого человек будет воспринимать как значимую фигуру, можете злиться, можете заискивать, может ругаться с ним, но при этом будет страх, что он откажется работать с клиентом и будет страстное желание доказать, что я не такой уж плохой.
Если специалист хороший, то он увидит механизм переноса и сможет его эффективно использовать в коррекционных целях. Если специалист сам имеет проблемы, то он примет игру клиента и будет способствовать ей. (хочется же ощутить себя значимым). В итоге все эти идеализации и неправильно отработанные специалистом переносы, приводят к тому, что рано или поздно клиент разочаровывается в психологе. И вместо идеализации когда он не видел недостатков, начинает видеть только их.
Это этап обесценивания. Когда клиент перестает идеализировать специалиста и начинает видеть в нем “живого” человека это по сути и есть период начала эффективной коррекционной работы.
И задача специалиста быть к этому готовым и постараться сделать так, чтобы после процесса идеализации последующего разочарования клиент остался и продолжил работать со специалистом. В этот период есть серьезный риск того, что клиент, разочарованный уходит от одного специалиста и переходит к другому, и все начинается сначала с процесса идеализация.
В итоге клиент ходит от специалиста к специалисту, но до истинной работы и изменений дело не доходит, т.к. я уже писал, что на этапе идеализации есть видимость изменений. Еще нужно отметить, что многие психологи, у которых есть свои психологические проблемы, с удовольствием воспринимают идеализацию со стороны клиента, что позволяет им самим компенсироваться.
Но при этом данное взаимодействие будет неэффективно для клиента и для психолога. Итогом всегда бывает разочарование и даже агрессия со стороны клиента, и обида на клиента со стороны психолога.
В принципы аналогичная схема происходит при работе с коучами, мотивационными гуру и пр.
Рекомендую прочитать мою следующую статью “Зависть”