Народный маркетинг

История 1. Знание целевой аудитории — залог успеха.
Провожаю на ЖД вокзале знакомых на море. Поезд Ростов - Москва. По перрону ходят бабки, предлагают провизию в дорогу. Нужно успеть до отхода поезда сделать выручку, поэтому все вокзальные продавцы бегут в большущими сумками, на ходу выкрикивая ассортимент.
«Пирожки. Картошка, капуста, мясо»,— пронеслась бабуля, таща сумку, больше себя.
«Грибочки. Маринованные, сушенные», — кричит коллега по цеху.
«Грибочки «в последний путь» называются?», — иронизирует пассажир.
«Вяленая рыба», — подгребает бабуля с широко расставленными руками, на которых в такт ходьбе раскачиваются вяленые представители донского рыбного края.
Проходя мимо таблички с маршрутом поезда, она одевает очки, чтобы прочесть название. Видимо, увидев, что поезд ростовский, народ в рыбе разбирается, она меняет скрипты продаж.
«Вяленая рыба. Рыбец, Шамайка, Лещ, Судак, Чехонь, Тарань», —детализировала предложение бабуля. Продавала она без энтузиазма, существенно уступая в напоре повелителям пирожков. То ли поэтому, то ли целевая аудитория была изыскана, избалована и испорчена привычным для здешних мест рыбным изобилием, клиентов она так и не заманила.
В этот момент прибывает еще один пассажирский поезд, с табличкой на боку «Москва - Адлер». Бабка одевает очки, чтобы прочесть название. На ее лице появляется улыбка, в глазах искринка и чертовщинка, она теряет всякий интерес к составу, который готовится увлечь земляков в сторону черноморского побережья.
Дождавшись, когда «москвич» остановится, и подкрутив ручку громкости, увеличив децибелы раза в три, она бойко завопила, заглушая всех конкурентов сразу:
«Вобла!!! Вобла!!! Вобла!!!»
История 2. Клиент всегда прав, даже когда не прав.
Мой знакомый несколько лет занимался фермерством, и периодически подкидывал мне экологически чистые продукты. Он приезжал на машине, загруженной ящиками собственной продукции и сам показывал, что брать можно, а что «упаси тебя господь».
Есть такой сорт помидоров, получивший популярность около 10 лет назад. Его отличительными особенностями является вытянутая попка, и зеленая семечка. Помидор был недурен на вкус и даже получил название «кривянский» по аналогии с селом Кривянским – помидорной столицей юга России.
Мой знакомый позвонил, и сказал, что заедет с гостинцами. В машине стояли несколько ящиков помидор, среди которых узнавалась «кривянка» по характерной попе на отлете. Я уже потянул свои ручки, когда услышал: «Не эти». Товарищ предлагал взять другие помидоры, совсем не похожие на хит продаж. Я возмутился. Мол, зачем ты мне предлагаешь вот эти круглые, когда все знают, что хорошие с жопкой на отлете.
«Господи, и ты туда же!» — раздраженно-усталый возглас меня удивил.
«Понимаешь», — начал объяснять мой друг. «Когда приезжают к нам на закупки помидора оптовики, всем нужна эта жопка вытянутая. А она не всегда получается даже у того сорта, который все «кривянкой» называют. Без жопки, мать ее, брать не хотят, какой бы по вкусу помидор не был. Все оптовики говорят, что покупатель хочет только с жопкой, и продается он гораздо лучше. Другие помидоры не берут».
«Ну и?» — я не понимал, к чему он ведет.
«Ну и. Хотите с жопкой, будет вам с жопкой. Мы теперь помидоры специально химией обрабатываем, после которой у любого сорта жопка вытягивается. Теперь я счастлив, у меня все сразу покупают. Оптовик счастлив, он быстро продает. Клиент счастлив, хотя купил химию.
А мне оптовик так и сказал. Не выделывайся. Делай, что хочет клиент. Клиент всегда прав, даже если глубоко не прав. Так что бери вот эти, без жопки. Они чистые».
|