«Формула успеха есть,
       Но у каждого она своя...»
Телефон:

Личный опыт. Разрыв шаблона 

« Назад

Личный опыт. Разрыв шаблона   

статьи БМ

 

В каждом институте есть свой преподаватель «дурогон». У нас их было несколько, и каждый специализировался на своей «теме». Кто-то был вреден до очертения, компенсировал свои комплексы на студентах, но делал это без фантазии. Были и креативные «дурогоны» по типу доктора Быкова из «Интернов». Суть та же, поиздеваться над студентом, только с задором и выдумкой. Со стороны это смотрится даже весело, чего не скажешь, если ты сам попал «под раздачу». 

У нас в основном зверствовали теоретики, то есть первые три курса. Многие как раз и относились к виду «durogonis vulgaris», что в переводе с латыни означает «дурогон обыкновенный». То бишь «дрючащий» студентов примитивно и без фантазии. Обычно использовали простую схему: находим у студента малейший пробел в знаниях, он мог быть минимальным и незначительным. На втором этапе следует переходная фраза, здесь у каждого преподавателя была своя любимая фишка от «как же Вы собираетесь больных лечить?», до «как же Вы собираетесь стать врачом, без знания таких элементарных вещей?». После чего некоторые вздыхали, мол, понабирали дебилов. После студента отправляли на пересдачу, так как у нас в институте не было двоек, нужно было все пересдавать. 

На этом фоне выделялись «дургоны с фантазией», то есть делали они тоже самое, только подходили к процессу творчески, с выдумкой и юмором. Столь оригинальный подход делал их легендами института, их боялись и уважали одновременно. 

Мне в какой-то степени повезло, потому что на моем студенческом пути попадались только «креативные дурогоны». Микробиологию у меня вел «главный креативный дурогон» всего института. Все свои проделки он совершал с подчеркнутой интеллигентностью и уважением, что никак не влияло на результат. Потому что даже если студент все выучил, это не спасало, ибо в запасе был целый набор вопросов со звездочкой. Например, он мог поочередно опросить всех студентов нашей группы и отправить всех на отработки, даже круглых отличников (до сих пор помню, методы обезжиривания стекла). Когда его спрашивали, мол, где же взять способы, которые его удовлетворят, он отвечал, что есть единственная книга в стране на арабском языке, которая находится в его личной библиотеке и желающим он может дать ее почитать. 

Девочке отличнице, которой казалось, что она выучила все, он неожиданно задал вопрос о количестве ступенек, ведущих на кафедру. После чего, со словами «врач должен быть наблюдательным», отправил ее развивать наблюдательность, то есть на пересдачу. 

???? После третьего курса начинаются клинические дисциплины, это предметы, которые ведут практикующие врачи. Может влияет то, что люди реализуются в реальной практической работе или что-то еще, но среди клиницистов очень мало «дурогонов». Исключение составлял заведующий одной из кафедр, и, хотя его предмет проходили на пятом курсе, о нем все знали задолго до попадания на кафедру. 

Несмотря на то, что он был зав. кафедрой, доктором наук и профессором, попутно он гармонично сочетал в себе открытое хамство с креативным подходом к издевательствам над студентами. Все знали, что он ненавидит две вещи: отличников и девушек. Соответственно, девушки отличницы были его излюбленным лакомством, он их зачетки целенаправленно выбирал, чтобы лично принять экзамен. Естественно, все заканчивалось слезами и двойкой для студенток, и довольным лицом профессора. При этом он не чурался прямых оскорблений и мог спокойно объявить девушку дурой, мог швырнуть зачетку в лицо. В общем, типичный хам, от чего студенты, общаясь с клиницистами уже успели отвыкнуть. Хотя были те, кто даже к нему мог находить подход. В связи с этим две истории. 

????История 1 

В соседней группе училась девочка Ира. В учебе не блистала, но была веселой, не обидчивой, с чувством юмора и острой на язык. Ей «посчастливилось» сдавать экзамен профессору лично. Она что-то бубнила, отвечая на билет, профессор пристально и с интересом ее рассматривал. Наверное, он уже придумал очередную гадость и ждал подходящего момента. Наконец он прервал ответ Иры: «Ладно, бог с ним, с сальмонеллёзом. Ты мне вот что скажи, ты хоть понимаешь, что ты дура?» — с гадливым предвкушением типичной растерянности и последующих слез произнес профессор. 

Ира нашлась моментально: «А женщина и не должна быть умной» — не моргнув глазом ответила она. Профессор «подвис» на несколько секунд, ибо реакция студентки оказалась далека от расчетной. Было видно, что он обдумывает ответ. Что делать со слезами он знал, а тут пуля улетела мимо. Пауза затягивалась. Неожиданно профессор улыбнулся: «Молодец. Знаешь свое место. За это пять». В тот день Ира была единственной, кто получил пятерку. 

????История 2.

С нами училась Оля. Бывают люди с которыми ты познакомился пять минут назад, но создается ощущение, что Вы знакомы много лет. Они притягивают к себе позитивом, общительностью, спонтанностью. Оля была именно такая. Она моментально находила общий язык со всеми, и казалось, что Вы общаетесь уже давным-давно. Не знаю по какой причине, но профессор ей почему-то понравился. Не как мужчина, а как преподаватель. Несмотря на хамство и «дурогонство», она прониклась к нему уважением и симпатией. 

Экзамен она сдавала пройдя по облегченной программе. Получила свою законную четверку. Когда экзамен закончился, она появилась на кафедре с цветами. Мы все жутко удивились, когда она сказала, что цветы для профессора. Кто-то покрутил пальцем у виска, никто не мог понять ее мотивации. 

Появился профессор. Оля подошла к нему и вручила цветы. Он очень удивился. Ведь он привык к подаркам в виде нецензурных надписей на стенах кафедры и царапин на машине. А тут цветы. 

Оля быстро объяснила, что ей ничего не надо. Что экзамен она сдала, что он ей очень нравится, как преподаватель. И хоть он очень строгий и требовательный, учиться было сложно, но зато теперь она знает хорошо его предмет и решила после института специализироваться именно в этой сфере. Профессор был явно растерян. Он привык, что его боятся, проклинают, ненавидят, что-то от него хотят. С искренней благодарностью человека он давно не сталкивался, видно было, что это для него неожиданность. Его лицо менялось. Было видно, что он растроган. 

Сказав свою речь, Оля вручила цветы, еще раз поблагодарила и пошла по коридору. Профессор с небольшим запозданием сказал: «Спасибо Вам». У него было такое человеческое выражение лица, которое студенты не видели ни до, ни после. 

➡ А я запомнил этот случай. Так появился прием «благодарность за вредность», который очень эффективен в работе с трудными партнерами. 

В обеих историях произошел разрыв шаблона. В первом, Ира не обиделась и подыграла ему. Во втором, была чистая благодарность, без требования чего-либо взамен. Для профессора это было в высшей степени непривычно и необычно. Он знал, что делать со слезами, что делать с ненавистью. Девчата смогли разорвать шаблон и получили совершенно другую реакцию. 



Copyright © 2016 - 2018