В деловых новостях часто сообщается о том, что бывшие бизнес партнёры, по каким-то причинам решили, что дальше им вместе не по пути и делят бизнес.
Правда в новостях сообщают, когда делят крупные проекты, хотя расставание бывших компаньонов, а когда-то в недалеком прошлом и друзей является обыденным явлением не только в крупном, но и в среднем и в малом бизнесе. Просто про развод партнёров в среднем бизнесе пишут редко, про малый бизнес не пишут совсем.
Но в данной статье я хотел бы рассмотреть такое явление как «первый компаньон», т.е. взаимоотношения с партнером, с которым человек вместе делает первые шаги в бизнесе.
Ситуация, когда возникают конфликты с «первым компаньоном» встречается довольно часто, практически всегда сопровождается конфликтами, обидами и взаимным непониманием. Обычно ко мне обычно обращаются уже либо с жалобами на партнера, либо с вопросом, каким образом можно сделать процесс расставания с партнёром наименее болезненным.
В общем-то, начинать и развивать бизнес в сотрудничестве с кем-то – это вполне нормальное явление. Правда практика показывает, что такое сотрудничество носит зачастую временный характер и через некоторое время между партнёрами возникают разногласия по разнообразным причинам. Это может быть разное видение на дальнейшее развитие бизнеса, могут вмешиваться личные амбиции, желание самостоятельного плавания, обиды неоцененности и несправедливости, и даже «настрой» со стороны близких, например жены.
Но обычно, люди, которые уже имеют опыт в бизнесе, начинают проект с партнёром в том случае, когда четко понимают, что каждый из партнёров вносит в общий бизнес. И, как правило, не берут в партнёры людей, которые могут сделать для бизнеса то, что человек и сам может сделать. И партнеры ему не нужны. При этом человек опытный изначально рассматривает партнерство как явление временное, хотя сотрудничество и может продолжаться длительное время, и поэтому ограничивается не только устными договоренностями, но и оформляет эти договоренности юридически. Кроме легитимности подобных отношений это приводит к большей прозрачности и понятности отношений, и облегчает выход кого-то из партнеров из бизнеса, либо раздел общего бизнеса.
Обычно такой подход можно наблюдать у людей опытных в бизнесе, либо обжегшихся ранее на взаимоотношениях с партнерами. Есть, конечно, и новички, которые скрупулёзно оговаривают систему взаимоотношений с деловым партнером, но чаще встречаются ситуации несколько иного рода.
Часто ситуация развивается немного по другому сценарию. Человек хочет начать свой бизнес. У него есть идея, есть какие-то деньги на начальный этап, есть желание, есть некоторый опыт ведения дел, полученный еще в бытность работы по найму. Вместе с тем, есть страх начать новое дело, страх, что ничего не получится, страх потерять деньги. Появляется некоторая неуверенность либо в своих силах, либо в том, что бизнес «пойдет», либо и в том и другом одновременно.
В этот период обычно человека начинает «заносить» в разные стороны. То он твердо решает, что пора начинать, а к вечеру вдруг понимает, что лучше уж никуда не лезть, а заниматься тем, чем занимался. В этот период борьбы мотивов человек часто ищет поддержки у других людей. С некоторыми он делится своими идеями, рассчитывая на поддержку, способную вселить в него уверенность. Довольно часто в этот период появляется какой-то знакомый, чаще довольно близкий приятель, который проявляет к Вашим проектам чуть больший интерес, чем остальные. Он охотно Вас выслушивает, дает взвешенные, с Вашей точки зрения советы. Приводит ободряющие примеры. И Вы потихонечку чувствуете, как общение с этим человеком добавляет Вам уверенности, Вы начинаете ощущать опору под ногами. Через некоторое время появляются мысли, что хорошо бы иметь такого советчика «под рукой» все время.
И в один прекрасный момент Вы находите, в общем-то, казалось бы, вполне очевидное решение, пригласить такого приятеля-консультанта в партнеры по бизнесу. Вы делаете своему приятелю или знакомому предложением вместе развивать бизнес. Иногда партнёр сразу принимает предложение, а иногда его приходится еще некоторое время «уламывать». Но в итоге согласие получено. Прочь сомнения и страхи. Начинаем.
Да совсем забыл. Кто из партнёров, чем будет заниматься, обычно обсуждается устно, и распределение полномочий и ответственности носит весьма приблизительный характер. То есть о чем-то там договорились, но четкого понимания кто и чем занимается, нет. Более того, обычно дележка долей идет в соотношении 50 на 50. Причем редко кто «заморачивается» подсчетом того, кто сколько внес реально. Это касается даже материальных активов, что уж говорить о нематериальных. Более того, часто предприятие юридически оформляется на одного из партнёров, довольно часто не на того, кто был инициатором открытия бизнеса и кто вносит больше и активов и усилий по открытию бизнеса и его функционированию. Венцом подобного распределения долей в новорожденном бизнесе бывают ситуации, когда основную часть и материальных и нематериальных активов вносит один из партнёров (часто партнер инициатор), а за другим партнёром фиксируется 50% доля в бизнесе, которую он должен будет довнести потом. Часто за счет будущей прибыли от бизнеса.
Если доли партнеров в бизнесе равны, то соответственно и их полномочия должны быть одинаковыми. Поэтому новоиспеченные партнеры часто игнорируют такой важный пункт, как договор о том, кто все же будет руководителем предприятия. В итоге оба равны и оба управляют.
Договорились, как договорились. На старт, внимание, марш. И оказывается, что старт взял только один компаньон, тот, который инициировал открытие бизнеса. А партнёр не торопится стартовать. Вернее он от стартовой линии движение начал, но как-то вяло и медленно. И чем дальше движется по дистанции, тем меньший энтузиазм он проявляет.
В итоге складывается ситуация, что партнер-инициатор, все больше и больше усилий прилагает для развития бизнеса, в то время как партнёр – консультант начинает игнорировать выполнение своих обязанностей. Через некоторое время складывается ситуация, когда почти 100% функционала, связанного с ведением и развитием бизнеса лежит на партнёре-инициаторе.
Дальше многое зависит от того, какую отдачу дает бизнес. Если бизнес не дает быстрых дивидендов, то партнер консультант быстро тухнет и начинает уходить из бизнеса. Обвиняя в неудачах компаньона, который его затащил в сомнительное дело. В случае, когда бизнес развивается медленно, то партнер-консультант начинает проявлять все большее недовольство работой партнёра-инициатора. Постоянно критикует его действия и переоценивая важность своего участка работы.
В случае, если бизнес сразу дает неплохие результаты и становится понятно, что дело перспективное, то поведение партнёра-консультанта может быть различным. Иногда он пытается выдавить партнёра-инициатора из бизнеса, тем более в том случае, когда юридически все оформлено на него. Иногда пытается взять управление компанией в свои руки, претендую на роль главного. А иногда, вообще перестает заниматься делами и приходит в определённые числа месяца за деньгами, фактически ничего не делая. В последнем варианте у партнера-консультанта частенько начинают расти потребительские запросы, и он предлагает забирать из оборота фирмы все больше и больше денег. Часто один из партнеров начинает считать несправедливым подобное распределение денег и начинает подворовывать из «общего котла». Причем этим могут грешить как один, так и другой партнер. В любом случае, постепенно напряженность между партнёрами нарастает. Они начинают жаловаться друг на друга посторонним людям. Ситуацию осложняет еще тот факт, что часто между партнёрами были неформальные, дружеские отношения. А вроде как с другом выяснять отношения не принято.
В итоге часто складывается ситуация, когда партнер-инициатор бизнеса старается выполнить свои обязательства, а партнер-консультант все время чем-то не доволен и свои обязательства выполнять не торопится. Рано или поздно партнёр-инициатор начинает задумываться о том, а зачем нужен такой компаньон, раз и так весь бизнес на нем. И рано или поздно на повестке дня встает вопрос о выходе из партнерства и дележки бизнеса.
Сам по себе раздел бизнеса протекает с различной степенью драматичности, от вполне мирного развода, до почти боевых действий, с угрозами, оскорблениями и прочими радостями жизни.
В итоге каждый идет своим путем, но осадок от ситуации остается. И партнёр-инициатор, пытаясь анализировать ситуацию, часто задается вопросом: «А зачем мне вообще нужен был партнер». И действительно, при анализе ситуации задним числом оказывается, что вроде как партнёр был не нужен. И чаще всего он действительно был не нужен с деловой точки зрения. А с психологической?
А с точки зрения психологии такой партнер часто необходим для человека, который начинает что-то новое, в том числе и бизнес. Да, он не нужен с деловой точки зрения, но он нужен был с точки зрения психологической поддержки. Возможно без такой поддержки, пусть даже это была иллюзия, человек никогда не решился бы на открытие своего дела. И те деньги, которые пришлось отдать партнёру при расставании, фактически были потрачены на психологическую помощь.
Ситуация, которая изложена в этой статье, встречается очень часто. Каждую неделю ко мне обращаются за помощью в урегулировании отношений с бизнес партнёром. В большинстве случаев разговор начинается с жалоб на партнёра. И обычно мне высказывают те претензии к партнёру, которые нужно было высказать непосредственно этому партнеру. Причем высказать сразу, а не запускать ситуацию.
С другой стороны, я всегда предлагаю посмотреть на эту ситуацию под другим углом. Ведь без поддержки, пусть даже только психологической, многие не рискнули бы открыть свое дело. И пусть партнер не оказал существенного влияния на развитие бизнеса, но можно быть благодарным ему хотя бы за то, что он оказал психологическую поддержку. А дальше, набравшись опыта идти уже самому, т.к. теперь если и нужен партнер, то именно деловой, а не партнер – психотерапевт.
И все-таки, на мой взгляд, если Вы рассматриваете вариант развития бизнеса с партнёром, нужно четко понимать, что это за партнёр. Он нужен Вам как деловой партнер, то есть он вносит свою лепту в развитие бизнеса, либо это партнёр, который нужен в основном для психологической поддержки. Вдвоем не так страшно. И стоит подумать, может быть все-таки стоит решиться на самостоятельно плавание, тем более, что по факту оно и получается самостоятельным.
Можно выделить ряд причин, почему в партнёры берут человека, который в дальнейшем не оказывает существенной роли в развитии бизнеса.
-Человек чувствует неуверенность, страх перед новым, а партнер ему представляется более уверенным человеком, на которого можно положиться. Здесь важно понимать, что есть довольно большое количество людей, которые могут поумничать по поводу идей другого человека, но при этом сами не способны что-либо создать. Кстати таких людей много с экономическим образованием. –
-Человек считает, что ему не хватает знаний и умений, а возможно у партнера они есть. Обычно люди путают знания, например полученные в институте и навыки, полученные в ходе реальной работы. Реально человека можно оценить, только поработав с ним и поняв, что он из себя представляет в деле. Я думаю, любой человек сталкивался с ситуацией, когда Вы вроде бы знали человека много лет и были о нем довольно высокого мнения, но реальное дело, в котором Вы оба участвовали, меняет Ваше мнение о человеке кардинальным образом.
-Человек считает, что у партнера есть связи и ресурс, который позволит быстро получить эффект от бизнеса. Громадное количество людей, которые любят рассказывать басни про свои связи, знакомства. Легко кидаются фамилиями людей из органов власти. Рассказывают про свою близость к этим людям. Обычно этим занимаются люди, которые таким образом пытаются свою самооценку поднять. За счет демонстрации принадлежности к избранным. На поверку это оказывается не более чем пересказом городских сплетен. Но даже, если человек имеет отношение к тем людям, знакомством с которыми он так гордится, то это не значит, что он может обратиться к ним с какой-то просьбой. Тем более деловой. И тут же возникает вопрос, если у человека такие связи, то почему он не смог их конвертировать в какое-то дело раньше. Можно даже проверить, есть ли у него связи, обратившись с какой-то просьбой. Сразу сможете проверить, правда это, или «сказки про белого бычка».
-Человек считает, что ему может не хватить собственных ресурсов. Речь идет как о деньгах, так и об организационных ресурсах. На мой взгляд, стоит оценить ситуацию с точки зрения того, действительно ли так необходимы ресурсы партнёра. И возможно ли получить недостающие ресурсы, не вводя никого в собственников компании. Если же все-таки принято решение развивать бизнес в партнёрстве, стоит брать у партнёра то количество ресурсов, которое действительно необходимо, а не дотягивать до стандартных 50%.
Если все же принято решение о привлечении партнера для развития бизнеса, то стоит руководствоваться несколькими простыми рекомендациями:
1.Оцените, на сколько Вам в действительности нужен компаньон. Если Вы можете реализовать проект своими силами, то возможно это скорее не деловой партнёр, а партнер психологический. Тогда не исключено, что через некоторое время Вы столкнётесь с теми явлениями, которые описаны в статье. –
2.Если компаньон все-таки нужен, то постарайтесь максимально детально договориться о том, как будет строиться Ваше сотрудничество и взаимодействие. Обязательно все фиксируйте на бумаге и не жалейте денег на юридическое оформление договоренностей.
3.Никогда не ставьте себя в зависимое положение, когда партнер владеет чем-то (правом собственности, клиентской базой и пр.), без чего бизнес не может функционировать.
4.Четко определитесь кто главный. У семи нянек дитя без глаза.
5.Распределите обязанности так, чтобы каждый имел свою зону ответственности, которые не пересекаются.
6.Старайтесь контролировать наиболее важные участки в бизнесе. Например, во многих случаях бизнес контролирует тот, кто контролирует продажи.
7.Не терпите. Если партнёр отступает от договоренностей, старайтесь сразу и корректно об этом говорить. Тот, кто пытается сохранить отношения за счет терпения, тот теряет эти отношения со скандалом.
8.Если Вы сами отступаете от договоренностей, то прислушивайтесь к критике партнёра, либо меняйте договоренности, обсудив их с партнёром.
9.Не обманывайте партнёра и не давайте обманывать себя.
10.Стройте хорошие отношения с партнёром, не формируйте психологических конфликтов. Деловой конфликт решить всегда проще, чем психологический.
В заключение хочу сказать о том, что, безусловно, существуют партнёрские отношения, которые полезны и выгодны как для самих партнеров, так и для бизнеса. И даже, если партнёры впоследствии расстаются, то в основном по вполне прагматичным причинам. Но при этом само расставание происходит цивилизованно и корректно.
Бизнес или найм? Как начать бизнес? Как сделать карьеру? Ответы на эти вопросы вы узнаете из нашего видеокурса “Бизнес.Карьера.Деньги”⇩⇩⇩