«Формула успеха есть,
       Но у каждого она своя...»
Телефон:

Как проявить свой талант?

« Назад

Как проявить свой талант?  

статьи БМ (15)

Хотя бы раз в жизни этим вопросом задается каждый. Тема стара как мир, но актуальности не утратила даже сегодня, когда кругом переизбыток информации. Что же такое талант, как его найти и раскрыть?

Для начала разберемся в понятиях.

♻ Если рассматривать «способности, талант и гениальность» в одной плоскости, можно сказать, что талант и гениальность — это мера выраженности способностей. Именно они определяют скорость и глубину овладения любым навыком. Вот есть Аня и Лена. У Ани математические способности, и на занятии она быстрее схватывает материал, лучше в нем разбирается и может решать задачи повышенной сложности, в отличие от Лены. Это не значит, что Лена не усваивает материал, просто она делает это медленнее.

Часто, называя человека способным, мы имеем в виду, что он талантлив в какой-то сфере. А если он делает что-то выдающееся, то говорим о его гениальности. Недавно мне попалась на глаза биография Моцарта. Так вот, к четырем годам он уже сочинял собственные произведения. То есть, у ребенка явно были музыкальные способности, которые наложились на желание отца вырастить из него выдающегося музыканта. Так и получился Моцарт, каким мы его знаем.

Наверное, нельзя говорить о реализации способностей и талантов, не затронув понятия «навык».

???? Навык — это результат многократного повторения действия, доведенного таким образом до автоматизма. Немного физиологии для лучшего понимания. Автоматизмы — это так называемые нейронные цепочки. У нервных клеток есть отростки — аксоны и дендриты, которые формируют проводящие пути для импульсов. Получается, навык, привычка — это относительно стойкая нейронная цепочка, сформированная частым повторением действия.

Взять того же Моцарта. Важный момент этой истории: у него был отец, который хотел реализоваться через сына-музыканта и настраивал его на занятия музыкой. Что было бы с Моцартом в другой семье — большой вопрос. Выявились бы эти способности у мальчика, если бы он выпекал булки и никогда не прикасался к инструменту?

Способности — это потенциал, требующий реализации и развития.

Почему вообще важно прислушаться к себе и найти свои способности? Они определяет скорость и легкость овладения навыком. Преподаватели по вокалу утверждают, что петь можно научить любого. Но не всем дано дойти до уровня Лучано Паваротти. Думаю, такой уровень, это сплав генетики и упорного труда. Без труда талант не проявится.

Или возьмем талант в продажах. Научиться продажам может каждый. Но если у человека изначально это получается божественно, и на его коммуникативный базис положить технологию и опыт, то он станет великим продавцом. В то время как другому это будет даваться тяжело. Это не значит, что он не сможет научиться. Просто дойти до уровня великого продавца ему будет гораздо сложнее, это займет больше времени. И неизбежно возникнет вопрос: а нужно ли ему всё это?

Конечно, на скорость усвоения материала и формирования навыка влияет еще и темперамент. У холерика скорость выше, чем у флегматика. Но второй усваивает материал глубже. Правда, если нет ни глубины, ни скорости, то скорее всего, способностей в этой сфере тоже нет.

Тогда логичный вопрос: почему многие упорно бьются лбом о стену в надежде проломить там дверь? Упрямо продолжают развивать совсем не то, что в изобилии дано от природы? И что мешает человеку реализовать свои настоящие способности?

???? Чаще всего это влияние общества и родителей. Бывает, у человека есть талант, но он его предпочитает не замечать. Недавно на тренинге познакомился с молодым человеком, который безуспешно пытается построить свой бизнес, при этом в качестве хобби мастерит своими руками какие-то эксклюзивные вещи. И у него здорово получается. Но он не хочет заниматься ремеслом всерьез, ведь тогда он будет представляться столяром, а не бизнесменом. А это, на его взгляд, не престижно. И он продолжает стремиться в ту сферу, к которой у него нет ни интереса, ни особых способностей, а ремеслом занимается просто для удовольствия. Так поступают многие. А ведь если есть интерес, наслаждение процессом и отличный результат, возможно, стоит присмотреться к этой сфере? Впоследствии это может перерасти и в бизнес.

Также помогает или мешает проявиться таланту среда обитания. Можно посадить семена в чернозем, который взрыхлен, удобрен и регулярно поливается. Тогда они прорастут и продемонстрируют тот потенциал, который в них заложен. А можно эти же семена закатать в асфальт или засыпать щебнем. Может быть, и тут что-то прорастет. Но это должна быть очень сильная особь. Почему многие представители научной сферы уезжают зарубеж? Потому что здесь асфальт... Среда сильно влияет на то, как развивается талант.

Мы, как огурцы, — начинаем просаливаться тем раствором, в котором находимся. Раствор — это среда. Если твоя среда, это бюрократия, где форма важнее содержания и процветает нездоровая конкуренция, то не у каждого, кто обладает талантом, хватит пробивной способности его проявить. Он может просолиться, и решит жить, как все.

Наконец, очень важная роль отводится родителям — они должны помочь ребенку увидеть свои способности. Вместо этого ребенка часто программируют. Например, ему нравится рисовать. Вариантов проявить художественные способности — масса, это не только изобразительное искусство, но и дизайн, архитектура, 3D-моделирование... А родители запрещают рисовать, приговаривая: «Хочешь в лохмотьях всю жизнь ходить? Вот станешь бухгалтером, потом занимайся, чем хочешь». Это очень распространенная ситуация.

▶ Когда с детства не прислушиваются к желаниям ребенка, он в последствии тоже перестает их слушать и слышать. И потом ходит по специалистам с вопросом: «А чего я хочу на самом деле?»

Получается, взрослому человеку, выросшему в подобной ситуации, важно: первое — прислушаться к себе, и второе — попробовать.

Только так можно понять: а) интересен ли тебе процесс и б) получается ли у тебя это, то есть схватываешь это быстро и достаточно легко. Если да, то не исключено, что в этой сфере у тебя действительно есть способности.

Бывает, что талант проявляется ярко. Когда нашей теннисистке Марии Шараповой было 4 года, все вокруг, даже в Академии Ника Боллетьери, уже знали о ее таланте.

А иногда к ребенку нужно присмотреться повнимательнее.

Но у того, кто быстро схватывает на лету и одинаково успешен во многих сферах, есть свои риски. Ему сложнее определиться, чем заниматься в будущем, что выбрать. А главное: в то время, когда все одноклассники решают задачу, с которой он давно справился, он ждет отстающих. Ведь наша система образования ориентируется на средний уровень способностей. В то время, как одаренным детям нужно создавать другую среду. Вот он — минус современной образовательной системы, которая губит таланты. Вместо того, чтобы развивать сильные стороны и способности, мы стараемся сделать всё ровненько, как английский газон. Но ведь люди не гладкие и ровненькие, они разные.

Я считаю, что в образовании важны не столько знания сами по себе, сколько развитие мышления. Ведь знания можно получить легко и быстро, особенно сейчас.

???? А вот два навыка: самостоятельное мышление и принятие решения должны быть сформированы с детства.

Взрослому формировать эти навыки очень тяжело. Если он не привык думать самостоятельно, не умеет критически и системно мыслить, находить и систематизировать информацию, - фактически он не размышляет, а ищет, к чьему бы мнению присоединиться. Это видно по тому, какие человек задает вопросы и чье мнение транслирует. Если вы попросите аргументировать свою точку зрения, он не сможет этого сделать.

✅ Как воспитать в ребенке способность принимать решения самостоятельно?

Конечно, давать ему возможность делать это. Принятие решения всегда подрузумевает: а) возможную неудачу и б) некую ответственность за последствия.

Когда ребенку дают свободу в принятии решений, он часто совершает ошибки. И, на мой взгляд, очень важно, чтобы он не боялся их совершать. Ведь в детстве ошибки имеют не такой масштаб. Человек взрослеет, задачи усложняются, последствия становятся более значимыми, и его способность принимать решения эволюционирует вместе с ним. По сути, он учится управлять рисками.

Ведь что такое успех? Человек пробует, получает обратную связь в виде результата, пробует снова, набивает шишки... Корректирует действия и таким образом продвигается вперед. Других волшебных способов нет — только принятие решений и действия. И наличие таланта еще не гарантия успеха. Талант нужно раскрывать, постоянно работая над собой и своим мастерством. Иначе никак.

Категории статей


Copyright © 2016 - 2018